Вишняков И. Я.

Портрет Анны Леопольдовны в оранжевом платье


Между 1740 и 1746

Холст, масло. 107 х 87


Анна Леопольдовна (урожд. Елена Екатерина Христина; 1718—1746) — принцесса Брауншвейг-Люнебургская. Племянница императрицы Анны Иоанновны и дочь ее сестры Екатерины Иоанновны и герцога Карла Леопольда Мекленбургского. С 1739 — Анна Леопольдовна, жена принца Антона Ульриха Брауншвейгского, в 1740—1741 регентша при малолетнем сыне — императоре Иоанне Антоновиче (Иване VI), внучка Ивана V. Умерла в ссылке в Холмогорах Архангельской губернии. Похоронена в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры в Петербурге.

Портрет, вероятно, написан в период начала регентства и смерти Анны Леопольдовны. Государственные дела очень тяготили ее беспечную и флегматичную натуру и слабое регентство быстро завершилось пришествием на престол 25 ноября 1741 дочери Петра Великого — Елизаветы. Сохранилось немного сведений об Анне Леопольдовне, среди них воспоминания фельдмаршала Миниха, доверенного лица бывшей регентши, одного из немногих, кто оставался предан правительнице и ее малолетнему сыну во время елизаветинского дворцового переворота. Он оставил о ней любопытное наблюдение: «Она была от природы неряшлива, повязывала голову белым платком, идучи к обедне, не носила фижм и в таком виде появлялась публично».

На портрете И. Вишнякова правительница Анна Леопольдовна величаво и невозмутимо восседает в кресле. Как и все другие произведения художника, портрет интересен своими контрастами. К примеру, оранжевое платье, прозрачная косынка на плечах и белая повязка на голове написаны художником свободными, смелыми и длинными мазками, передающими фактуру ткани. Ярким контрастом по отношению к плоскостной фигуре выступает объемное лицо. Этот портрет сложно отнести к официальному типу изображения, известно, что в короткий период правления Анны Леопольдовны художник писал несколько ее портретов.

На рентгенограмме картины, проведенной Отделом технологических исследований ГРМ, прослеживаются некоторые изменения, сделанные Вишняковым после воцарения Елизаветы. Так левой рукой Анна Леопольдовна обнимает ребенка с выразительным большеглазым лицом, того самого несчастного Иоанна Антоновича, который потом всю свою жизнь провел в заточении и погиб при невыясненных обстоятельствах в крепости Шлиссельбург в 1764 году.

Вишняков Иван Яковлевич
1699, Москва –1761, Санкт-Петербург

Живописец-портретист.

Учился у Л. Каравака. С 1727 – ученик и подмастерье в "Канцелярии от строений", с 1739 – преемник А. М. Матвеева на посту главы "живописной команды", расписывавшей дворцы и соборы Петербурга и его пригородов. Под его руководством осуществлялся огромный объем работ по украшению возводимых в столице, а также в Москве и Киеве вельможных и царских дворцов, церквей и многочисленных триумфальных арок, строившихся по случаю официальных торжеств.Один из самых ярких представителей русского портрета первой половины XVIII века. Главным образом занимался декоративной живописью. Много работал как иконописец.

Vishnyakov I. Y.

Портрет Анны Леопольдовны в оранжевом платье


1740-1746

Oil on canvas. 107 х 87


Анна Леопольдовна (урожд. Елена Екатерина Христина; 1718—1746) — принцесса Брауншвейг-Люнебургская. Племянница императрицы Анны Иоанновны и дочь ее сестры Екатерины Иоанновны и герцога Карла Леопольда Мекленбургского. С 1739 — Анна Леопольдовна, жена принца Антона Ульриха Брауншвейгского, в 1740—1741 регентша при малолетнем сыне — императоре Иоанне Антоновиче (Иване VI), внучка Ивана V. Умерла в ссылке в Холмогорах Архангельской губернии. Похоронена в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры в Петербурге.

Портрет, вероятно, написан в период начала регентства и смерти Анны Леопольдовны. Государственные дела очень тяготили ее беспечную и флегматичную натуру и слабое регентство быстро завершилось пришествием на престол 25 ноября 1741 дочери Петра Великого — Елизаветы. Сохранилось немного сведений об Анне Леопольдовне, среди них воспоминания фельдмаршала Миниха, доверенного лица бывшей регентши, одного из немногих, кто оставался предан правительнице и ее малолетнему сыну во время елизаветинского дворцового переворота. Он оставил о ней любопытное наблюдение: «Она была от природы неряшлива, повязывала голову белым платком, идучи к обедне, не носила фижм и в таком виде появлялась публично».

На портрете И. Вишнякова правительница Анна Леопольдовна величаво и невозмутимо восседает в кресле. Как и все другие произведения художника, портрет интересен своими контрастами. К примеру, оранжевое платье, прозрачная косынка на плечах и белая повязка на голове написаны художником свободными, смелыми и длинными мазками, передающими фактуру ткани. Ярким контрастом по отношению к плоскостной фигуре выступает объемное лицо. Этот портрет сложно отнести к официальному типу изображения, известно, что в короткий период правления Анны Леопольдовны художник писал несколько ее портретов.

На рентгенограмме картины, проведенной Отделом технологических исследований ГРМ, прослеживаются некоторые изменения, сделанные Вишняковым после воцарения Елизаветы. Так левой рукой Анна Леопольдовна обнимает ребенка с выразительным большеглазым лицом, того самого несчастного Иоанна Антоновича, который потом всю свою жизнь провел в заточении и погиб при невыясненных обстоятельствах в крепости Шлиссельбург в 1764 году.

Vishnyakov Ivan Yakovlevich
1699, Moscow - 1761, St Petersburg

Painter, portraitist. Son of a mining master, who sent him to St Petersburg (1714). Apprentice of the Ministry of Construction (1727), painting master (1739), ensign (1742), captain (1742), collegiate assessor (1743), court councillor (i752).Headeda team of painters from the Ministry of Construction, decorated the Grand Palace in Peterhof, Summer Palace and Winter Palace in St Petersburg and palaces in Moscow and Kiev (from 1739). Painted icons for churches in St Petersburg. Restored icons and oil paintings.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library