Баратта П. (Италия)

Правосудие


Статуя

Начало XVIII века

Мрамор. 191 х 70 х 45


JUSTITIA

Правда в понимании «правосудие», с его атрибутами — мечом и весами, — нередкий символ в изображениях XVIII века. В этом же значении изображена «Правда» на живописном плафоне Зеленого кабинета в Летнем дворце Петра I.

Правосудие судит, не взирая на личности. Правосудие в Летнем саду держит в руке меч — знак карающего правосудия. Карающему мечу обязательно должна быть антитеза, и это Милосердие.

Cтатуи «Правосудие» и «Милосердие» не входили в число скульптур, привезенных для Петра I, и, вероятно, попали в Летний сад из коллекции А. Д. Меншикова. Их появление вполне органично для Летнего сада.

// Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 23.

На русской почве итальянские аллегорические скульптуры приобретали дополнительное значение. Например, для современного русского человека понятия «правда» и «истина» тождественны. Не так было в петровское время. В текстах петровского времени слово «правда» употребляется в смысле «правосудие». Мотив похищения (например, похищение Прозерпины) связывался с «неправедным хищением» исконно русских земель Швецией – имеется в виду Столбовский договор 1617 года, по которому земли Ингерманландии отошли Швеции. Поэтому возвращение этих земель России являлось правосудием, правдой. Так и получилось, что Летний сад – это уникальнейший, неповторимый памятник. Итальянские скульптуры, выполнены по законам европейской аллегорики, но пластические иносказания имеют свое русское значение. Кареева Н.Д. Итальянская скульптура на берегах Невы: язык аллегорий // Искусство.– 04-2014.– № 4 (499).– С. 14-24.

Баратта Пьетро
1659, Каррара – 1729, Венеция

Итальянский скульптор венецианской школы. Один из мастеров раннего классицизма в пластике Венето. Родом из Каррары; с 1693 работал в Венеции в мастерской Ф. Кабьянка. Помимо Венеции исполнял заказы для собора в Удине, двора курфюрста Саксонии в Дрездене. Он был племянником скульптора Франческо Баратты-старшего (1590–1666), который работал в Риме в лаборатории Лоренцо Бернини. С 1716, уже будучи известным в Венето, Баратта исполнял заказы для России. Ему приписываются: Мир и Правосудие (Павловск), Зима, Венера, Флора и Адонис (Петродворец), Амфитрита (1717), Галатея, Аполлон (1720, все – Пушкин). В коллекции Летнего сада имеются следующие 11 мраморных скульптур Пьетро Баратта: статуи "Милосердие", "Правосудие", "Слава", "Мир и победа" (Ништадтский мир) (1722), бюсты "Вакх", "Камилла", "Юноша", "Женщина в диадеме", "Александр Македонский", "Аполлон" (1717), "Молодая женщина (Римлянка)". Эти оригиналы в период с 2009 по 2011 гг. были полностью отреставрированы и перемещены в Инженерный (Михайловский) замок в Санкт-Петербурге на постоянное музейное хранение. С 2012 года в Летнем саду находятся их точные копии, выполненные из искусственного мрамора.

Baratta P. Italy

Justice


Статуя

Early 18th century

Marble. 191 х 70 х 45


JUSTITIA

Правда в понимании «правосудие», с его атрибутами — мечом и весами, — нередкий символ в изображениях XVIII века. В этом же значении изображена «Правда» на живописном плафоне Зеленого кабинета в Летнем дворце Петра I.

Правосудие судит, не взирая на личности. Правосудие в Летнем саду держит в руке меч — знак карающего правосудия. Карающему мечу обязательно должна быть антитеза, и это Милосердие.

Cтатуи «Правосудие» и «Милосердие» не входили в число скульптур, привезенных для Петра I, и, вероятно, попали в Летний сад из коллекции А. Д. Меншикова. Их появление вполне органично для Летнего сада.

// Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 23.

На русской почве итальянские аллегорические скульптуры приобретали дополнительное значение. Например, для современного русского человека понятия «правда» и «истина» тождественны. Не так было в петровское время. В текстах петровского времени слово «правда» употребляется в смысле «правосудие». Мотив похищения (например, похищение Прозерпины) связывался с «неправедным хищением» исконно русских земель Швецией – имеется в виду Столбовский договор 1617 года, по которому земли Ингерманландии отошли Швеции. Поэтому возвращение этих земель России являлось правосудием, правдой. Так и получилось, что Летний сад – это уникальнейший, неповторимый памятник. Итальянские скульптуры, выполнены по законам европейской аллегорики, но пластические иносказания имеют свое русское значение. Кареева Н.Д. Итальянская скульптура на берегах Невы: язык аллегорий // Искусство.– 04-2014.– № 4 (499).– С. 14-24.

Baratta Pietro
1659, Carrara – 1729, Venice

An Italian sculptor of the Venice school. One of the early Classicism masters in Veneto plastic arts. Born in Carrara, he worked at F. Cabianca's workshop in Venice since 1693. Apart from his work in Venice he performed commissions for the Udine Cathedral and the court of Saxony prince-elector in Dresden. He was a nephew of the sculptor Francesco Baratta the Elder (1590–1666), who worked in Lorenzo Bernini's laboratory in Rome. Since 1716, already being famous in Veneto, Baratta performed commissions for Russia. The following works are attributed to him: Peace and Justice (Pavlovsk), Winter, Venus, Flora and Adonis (Peterhof), Amphitrite (1717), Galatea, Apollo (1720, all situated in Pushkin). In the Summer Garden collection there are 11 marble sculptures by Pietro Baratta: statues "Mercy", "Justice", "Glory", "Peace and Victory" (The Treaty of Nystad) (1722), busts "Bacchus", "Camilla", "Boy", "Woman in Diadem", "Alexander the Great", "Apollo" (1717), "Young Woman (Roman)". In the period of 2009–2011 these original sculptures were fully renovated and replaced to the Engineers' Castle (St. Michael's Castle) in Saint Petersburg for permanent museum preservation. Since 2012 their exact copies made of marezzo marble are situated in the Summer Garden.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library