Тарсия А. (Италия)

Немезида


Статуя

Начало XVIII века

Мрамор. 195 х 63,5 х 43


NEMESI

Парные скульптуры «Рок» и «Немезида» олицетворяют неотвратимость судьбы. Скульптура была заказана и выполнена в Венеции.

«Также еще Немезиду,

Грозу для людей земнородных,

Страшная Ночь родила...»

Немезида — богиня, дочь Ночи, которая раздает людям по их заслугам счастье и несчастье. Изображена опирающейся на фасцию — связанный кожаными ремнями пучок прутьев с воткнутым в него ликторским топориком — одним из символов власти в Древнем Риме. В дальнейшем — это отличия полководцев за серьезные военные успехи. Фасции позднейших римских императоров увенчаны лаврами и украшены золотыми украшениями. Эта символика использована в скульптуре: в левой руке Немезида держит лавровый венок и драгоценную цепь. Ногой она попирает высыпавшиеся из мешка монеты и драгоценности — в знак своей неподкупности.

Естественно, что эта богиня играла свою роль в символике петровского времени: «Немесим — отмщение божие, девица крылатая» имела на голове венец, в знак того, что она над всеми господствует, с изображением оленя, так как боязливых творит, их же постигает, с пальмовой ветвью — знамением победы. Любопытно, что Немезида с триумфальных ворот 1709 года имела в руке чашку с фигурами эфиопов, так как «кто и до эфиопов в край моря живущих уйдет, от мщения божия не уйдет».

Аналогично «Року», «Немезида» — одна из 12 скульптур, заказанных Г.-И. Маттарнови для украшения крыши Грота и выполненных в Венеции.

// Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 37.

Тарсия Антонио
1662, Венеция – 1739, Венеция

Итальянский скульптор венецианской школы классического направления.

В юности испытал влияние Джамболоньи и А. Виттория. Основные произведения находятся в Венеции. В 1716–1717 годах Антонио Тарсия выполнил для Летнего сада по заказу Рагузинского две статуи в натуральную величину "Рок" и "Немезида". Его работы имеются в Петродворце, Пушкине, Государственном Эрмитаже. Произведениям Тарсиа присущи изящные повороты, очень выразительные жесты, четкость трактовки форм, тонко найденные детали. Учеником Тарсиа был талантливый скульптор А. Коррадини.
Сын скульптора, Джованни Баттиста Тарсия – живописец, впервые приехал в Россию в последние годы царствования Петра Великого, а во второй раз в 1735. Писал в Петербурге плафоны для императорских дворцов, домов вельмож и церквей.

Tarsia A. Italy

Nemesis


Статуя

Early 18th century

Marble. 195 х 63,5 х 43


NEMESI

Парные скульптуры «Рок» и «Немезида» олицетворяют неотвратимость судьбы. Скульптура была заказана и выполнена в Венеции.

«Также еще Немезиду,

Грозу для людей земнородных,

Страшная Ночь родила...»

Немезида — богиня, дочь Ночи, которая раздает людям по их заслугам счастье и несчастье. Изображена опирающейся на фасцию — связанный кожаными ремнями пучок прутьев с воткнутым в него ликторским топориком — одним из символов власти в Древнем Риме. В дальнейшем — это отличия полководцев за серьезные военные успехи. Фасции позднейших римских императоров увенчаны лаврами и украшены золотыми украшениями. Эта символика использована в скульптуре: в левой руке Немезида держит лавровый венок и драгоценную цепь. Ногой она попирает высыпавшиеся из мешка монеты и драгоценности — в знак своей неподкупности.

Естественно, что эта богиня играла свою роль в символике петровского времени: «Немесим — отмщение божие, девица крылатая» имела на голове венец, в знак того, что она над всеми господствует, с изображением оленя, так как боязливых творит, их же постигает, с пальмовой ветвью — знамением победы. Любопытно, что Немезида с триумфальных ворот 1709 года имела в руке чашку с фигурами эфиопов, так как «кто и до эфиопов в край моря живущих уйдет, от мщения божия не уйдет».

Аналогично «Року», «Немезида» — одна из 12 скульптур, заказанных Г.-И. Маттарнови для украшения крыши Грота и выполненных в Венеции.

// Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 37.

Tarsia Antonio
1662, Venice – 1739, Venice

An Italian sculptor of the Venice school of the Classic trend. In his early years experienced Giamboloni's and A. Vittoria's influence. His main works are now in Venice. In 1716–1717 at Raguzinsky's commission Antonio Tarsia performed two full-size statues "Fate" and "Nemesis" for the Summer Garden. His works are kept in Peterhof, Pushkin, state Hermitage. Tarsia's works are characterised by elegant turnings, very expressive gestures, the distinction of form rendering, exquisitely found details. A talented sculptor A. Corradini was Tarsia's student.

The sculptor's son, Giovanni Battista Tarsia – a painter, first came to Russia in the last years of Peter the Great's reign, then for the second time in 1735. In Saint Petersburg he decorated plafonds for royal palaces, nobility's houses and churches.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library