В начале XX века молодые художники мечтали побывать в Париже, тогдашнем законодателе новых художественных вкусов. Не стала исключением и Мухина. В 1912 году она поступила в академию de la Grande Chaumière, где преподавал Э.-А. Бурдель. Мухина много и упорно работает: утром лепит у Бурделя, днем посещает музеи и галереи, изучая и анализируя произведения прошлых лет, а вечером занимается рисунком в студии Ф. Коларосси или слушает курс лекций по анатомии у Ш.-Р. Рише. Значительное влияние на становление молодого скульптора оказала дружба с Л. С. Поповой и Н. А. Удальцовой, которые увлекались идеями кубизма.
Работы раннего периода были подарены Русскому музею в 1962 году сыном скульптора, В. А. Замковым. В их числе есть и уникальные статуэтки парижского периода. Уверенностью и мастерством отличается «Сидящий юноша» (1912); «Стоящая девушка» (1914, СК-1887) «интересна своим чисто барельефным разворотом». Известная нам по более поздним отливкам в стекле «Сидящая женщина» (кат. 4) была исполнена в то время (в 1914 году). Наталья Логдачева. Первые скульптурные работы В. И. Мухиной // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 17-18.
Скульптор; работала в монументально-декоративной скульптуре, портретист, график, дизайнер, модельер. мастер ДПИ и театрально-декорационного искусства.
Училась в ХШ К. Ф. Юона в Москве (1909–1911), в студии И. И. Машкова (1911), в скульптурной студии Н. А. Синицкой (1911–1912), в частных академиях Парижа — Ф. Коларосси, La Palette, La Grande Chaumière, у Э. А. Бурделя и в Академии изящных искусств (1912–1914). Участник выставок с 1920. Работала в монументальной, монументально-декоративной станковой скульптуре, в области ДПИ и театрально-декорационного искусства.
Училась в московских частных студиях (1909–1912), продолжила образование в Париже у Э.-А. Бурделя (1912–1914), изучала искусство в Италии. Окончив курсы сестер милосердия, работала в лазаретах (1914–1918), Камерном театре Таирова (1916–1917). Участвовала в осуществлении плана монументальной пропаганды. Участник выставок (с 1920). Член МПССХ (1917, член правления), производственного кооператива при отделе ИЗО Наркомпроса «Монолит» (1919–1920), общества «4 искусства» (1924), ОРС (1, 2). Преподавала во ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1921, 1926–1930). В 1927 на выставке к 10-летнему юбилею Октябрьской революции скульптуре «Крестьянка» присуждена первая премия. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942), народный художник СССР (1943). Действительный член АХ СССР (1947, член президиума). Лауреат Государственных премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952). Жила и работала в Москве (с 1907), Воронеже (1931–1932). Общество русских скульпторов. СПб, 2015. С. 105.
Основные даты жизни и творчества
1889
Родилась 1 июля (19 июня) в Риге. Отец — Мухин Игнат Кузьмич, мать — Мухина Надежда Вильгельмовна, урожденная Мюге.
1891
После смерти матери вместе с сестрой Марией вывезена отцом в усадьбу Кочаны Смоленской губернии, затем в Феодосию. Веру и Марию воспитывает подруга матери А. С. Соболевская.
1898–1904
Учится в гимназии в Феодосии, занимается рисованием с В. Н. Трегубовым.
1904
После смерти отца переезжает в Курск. Продолжает занятия рисунком и живописью. Летом путешествует по Германии.
1906
Оканчивает гимназию в Курске.
1907
Переезжает в Москву.
1908–1911
Занимается живописью и рисунком в частной школе К. Ф. Юона. Посещает скульптурную студию Н. А. Синицыной. Знакомится с Л. С. Поповой, Н. А. Прудковской (Удальцовой) и Л. В. Гольд.
1911–1912
Занимается живописью и рисунком в мастерской И. И. Машкова.
1912
Едет в Париж. Занимается скульптурой в academie de la Grande Chaumière у Э.-А. Бурделя, рисунком в школе Ф. Коларосси, посещает Academie des Beaux Arts, вместе с Н. А. Удальцовой и Л. С. Поповой в течение трех месяцев изучает кубистический метод искусства в академии «La Palette» у А. Ле Фоконье и Ж. Метценже. Лето проводит в усадьбе Кочаны. Снова едет в Париж. Снимает ателье вместе с И. Бурмейстер.
1914
Путешествует по Франции и Италии с И. Бурмейстер и Л. С. Поповой. По возвращении в Россию проходит курсы сестер милосердия и работает в лазаретах до середины 1918 года.
1915–1916
Знакомится с А. А. Экстер. Участвует в оформлении спектакля «Фамира Кифаред» И. Ф. Анненского в московском Камерном театре (1916, режиссер А. Я. Таиров).
1918
Работает над проектом памятника Н. И. Новикову (не осуществлен) в рамках ленинского плана монументальной пропаганды. 11 августа выходит замуж за А. А. Замкова.
1919
Работает в артели «Монолит». Участвует в конкурсах на памятники Революции для города Клина, «Освобожденному труду», В. А. Загорскому и Я. М. Свердлову («Пламя революции») для Москвы (не осуществлены).
1920
9 мая родился сын Всеволод. Первая половина 1920-х Во время Гражданской войны работает в журнале «Красная нива», делает плакаты, обложки для конфет, этикетки. Занимается конструированием моделей одежды, сотрудничает с художниками-модельерами Н. П. Ламановой, А. А. Экстер, Л. С. Поповой.
1924
Участвует в конкурсе на памятник А. Н. Островскому для Москвы. Вступает в члены общества художников «Четыре искусства».
1925
Издает совместно с Н. П. Ламановой альбом «Искусство в быту». Получает Гран-при за модели одежды на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже (в соавторстве с Н. П. Ламановой).
1926–1927
Вступает в ОРС (1926). Ведет классы лепки в художественно-промышленном техникуме при Музее игрушки в Москве.
1927–1930
Преподает скульптуру во ВХУТЕИНе. Едет в Париж; посещает мастерские О. Цадкина, К. Бранкузи, Х. Орловой, Ж. Липшица и других. Участвует в оформлении советских экспозиций на различных международных выставках. В 1930 участвует в конкурсе на проект памятника Т. Г. Шевченко для Харькова, в оформлении Дворца культуры в Воронеже.
1930–1932
Ссылка с семьей в Воронеж с конфискацией имущества из-за доносов на мужа.
1932
Возвращается в Москву благодаря хлопотам М. Горького, С. А. Замкова, Н. П. Ламановой, Е. П. Пешковой. Работает вместе с Л. А. Бруни и В. А. Фаворским над интерьерами Музея охраны материнства и младенчества в Москве.
1934
Работает консультантом опытного завода при Экспериментальном институте стекла в Ленинграде.
1936–1937
Участвует в конкурсе на скульптурное оформление Советского павильона на Международной выставке в Париже 1937 года (архитектор Б. М. Иофан): создает скульптурную группу «Рабочий и колхозница» (удостоена Гран-при Международной выставки).
1938
Участвует в конкурсе на памятник спасению челюскинцев (не осуществлен). Работает над эскизами монументально-декоративных композиций для нового Москворецкого моста (не осуществлены). Награждена орденом Трудового Красного Знамени.
1938–1939
Участвует в конкурсах на памятники М. Горькому для Москвы и Горького; на скульптурное оформление Советского павильона на Международной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Конец 1930-х — 1940. Сотрудничает с Ленинградской зеркальной фабрикой. Участвует в конкурсе на проект памятника Ф. Э. Дзержинскому в Москве (не осуществлен).
1941
Удостоена Государственной премии СССР за скульптурную группу «Рабочий и колхозница». Уезжает в эвакуацию на Урал.
1942
Возвращается в Москву. Смерть А. А. Замкова.
1943
Удостоена звания народного художника СССР и Государственной премии СССР за портреты Б. А. Юсупова и И. Л. Хижняка.
1944
Оформляет спектакль «Электра» по трагедии Софокла в Театре им. Евг. Вахтангова в Москве. Работает над проектом памятника «Защитникам Севастополя» (не осуществлен).
1945
Участвует в конкурсе на памятник П. И. Чайковскому для Москвы (установлен в 1954 году перед зданием Московской государственной консерватории). Награждена орденом «Знак Почета». Едет в Финляндию, во Францию (для участия в Национальном конгрессе французских женщин).
1946
Удостоена Государственной премии СССР за портрет академика А. Н. Крылова (1945).
1947
Избрана действительным членом АХ СССР, членом президиума АХ СССР (избиралась ежегодно до 1953 года).
1948
Работает над проектом памятника Юрию Долгорукому для Москвы (не осуществлен).
1949–1951
Работает совместно с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой над памятником М. Горькому в Москве по проекту И. Д. Шадра (архитектор З. М. Розенфельд).
1950
Создание скульптурной композиции «Требуем мира!» авторским коллективом под руководством Мухиной.
1951
Удостоена Государственной премии СССР за композицию «Требуем мира!».
1952
Осуществляет памятник М. Горькому в городе Горьком (архитекторы П. П. Штеллер, В. В. Лебедев). Удостоена Государственной премии СССР за памятник М. Горькому для Москвы.
1953
Скончалась 6 октября. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
Основные даты жизни и творчества // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 148-149.
В начале XX века молодые художники мечтали побывать в Париже, тогдашнем законодателе новых художественных вкусов. Не стала исключением и Мухина. В 1912 году она поступила в академию de la Grande Chaumière, где преподавал Э.-А. Бурдель. Мухина много и упорно работает: утром лепит у Бурделя, днем посещает музеи и галереи, изучая и анализируя произведения прошлых лет, а вечером занимается рисунком в студии Ф. Коларосси или слушает курс лекций по анатомии у Ш.-Р. Рише. Значительное влияние на становление молодого скульптора оказала дружба с Л. С. Поповой и Н. А. Удальцовой, которые увлекались идеями кубизма.
Работы раннего периода были подарены Русскому музею в 1962 году сыном скульптора, В. А. Замковым. В их числе есть и уникальные статуэтки парижского периода. Уверенностью и мастерством отличается «Сидящий юноша» (1912); «Стоящая девушка» (1914, СК-1887) «интересна своим чисто барельефным разворотом». Известная нам по более поздним отливкам в стекле «Сидящая женщина» (кат. 4) была исполнена в то время (в 1914 году). Наталья Логдачева. Первые скульптурные работы В. И. Мухиной // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 17-18.
Sculptor, decorative and easel master, theatrical designer, applied artist, portraitist. Studied at the Konstantin Juon School of Art in Moscow (1909–1911), Ilya Mashkov’s studio (1911), under Émile Antoine Bourdelle and at the Académie de Filippo Colarossi, Académie de la Palette, Académie de la Grande-Chaumière and the Académie des Beaux-Arts in Paris (1912–1914). Contributed to exhibitions (from 1920).