
Летом 1898 года скульптор провел три месяца в селе Талашкино, где лепил большую статую княгини Марии Клавдиевны Тенишевой (1858–1928), меценатки и художницы, основательницы знаменитых мастерских кустарных промыслов. Работая над композицией, Трубецкой, по всей видимости, искал привычную позу, выражение лица, стремился передать настроение хозяйки, беседующей с гостями или, может быть, слушающей музыку, которая по вечерам обычно звучала в Талашкине. Сохранились фотографии, запечатлевшие скульптора за работой и позирующую Марию Клавдиевну.
Очевидно, в судьбе большемерной портретной фигуры — интересного, но, к сожалению, не сохранившегося произведения Трубецкого, — сказалось решительное неприятие супругов Тенишевых. Впрочем, им не нравились почти все портреты княгини, включая работы Репина, Серова, Коровина, Ционглинского, а также небольшая портретная статуэтка Тенишевой работы Трубецкого, датированная 1899 годом. В художественном отношении она была очень близка более раннему миланскому портрету «После бала». Сидящая в изящной позе, в бальном платье с обнаженным плечом, Мария Клавдиевна представала здесь той самой «светской женщиной», которой, по ее собственному признанию, себя не ощущала. Между тем скульптор вряд ли придавал значение негативным мнениям о своих произведениях, тем более, когда сам был уверен в достигнутом. Во всяком случае, статуэтку Тенишевой он показывал на Всемирной выставке в Париже (1900), отливал в бронзе.
Елена Карпова. Русские годы — русские образы // Паоло Трубецкой. СПб, 2016. С. 8—9
С этой статуей непосредственно связан другой портрет Тенишевой — погрудный бюст с рукой, подпирающей голову.
Тенишева Мария Клавдиевна (урожденная Пятковская; 1858–1928) — супруга князя В. В. Тенишева, меценатка, благотворительница, поддерживала художников, субсидировала издание журнала «Мир искусства» (вместе с С. И. Мамонтовым). Коллекционировала графику, в 1902 передала русскую часть своего собрания в Русский музей императора Александра III. Занималась эмальерным искусством, основала музей-мастерскую в селе Талашкино Смоленской губернии, где пыталась возрождать народные промыслы.
Подробнее с биографией М. К. Тенишевой можно познакомиться в разделе "Виртуальные прогулки" Смоленского государственного художественного музея.
Трубецкой Паоло (Павел Петрович)Скульптор; портретист, анималист.
Работал в частных студиях в Милане (с 1884), в собственной мастерской (с 1885). Участник выставок в Италии, Франции, Америке, России; Всемирной в Париже (1900, Grand Prix), Международной в Дрездене (1901, золотая медаль). В „русский" период (1897–1906) преподавал в МУЖВЗ, работал в Петербурге над памятником Александру III (1899–1906). Член-учредитель общества „Мир искусства". Кроме Италии и России, жил также во Франции (1906–1914) и США (1914–1920).
Летом 1898 года скульптор провел три месяца в селе Талашкино, где лепил большую статую княгини Марии Клавдиевны Тенишевой (1858–1928), меценатки и художницы, основательницы знаменитых мастерских кустарных промыслов. Работая над композицией, Трубецкой, по всей видимости, искал привычную позу, выражение лица, стремился передать настроение хозяйки, беседующей с гостями или, может быть, слушающей музыку, которая по вечерам обычно звучала в Талашкине. Сохранились фотографии, запечатлевшие скульптора за работой и позирующую Марию Клавдиевну.
Очевидно, в судьбе большемерной портретной фигуры — интересного, но, к сожалению, не сохранившегося произведения Трубецкого, — сказалось решительное неприятие супругов Тенишевых. Впрочем, им не нравились почти все портреты княгини, включая работы Репина, Серова, Коровина, Ционглинского, а также небольшая портретная статуэтка Тенишевой работы Трубецкого, датированная 1899 годом. В художественном отношении она была очень близка более раннему миланскому портрету «После бала». Сидящая в изящной позе, в бальном платье с обнаженным плечом, Мария Клавдиевна представала здесь той самой «светской женщиной», которой, по ее собственному признанию, себя не ощущала. Между тем скульптор вряд ли придавал значение негативным мнениям о своих произведениях, тем более, когда сам был уверен в достигнутом. Во всяком случае, статуэтку Тенишевой он показывал на Всемирной выставке в Париже (1900), отливал в бронзе.
Елена Карпова. Русские годы — русские образы // Паоло Трубецкой. СПб, 2016. С. 8—9
С этой статуей непосредственно связан другой портрет Тенишевой — погрудный бюст с рукой, подпирающей голову.
Тенишева Мария Клавдиевна (урожденная Пятковская; 1858–1928) — супруга князя В. В. Тенишева, меценатка, благотворительница, поддерживала художников, субсидировала издание журнала «Мир искусства» (вместе с С. И. Мамонтовым). Коллекционировала графику, в 1902 передала русскую часть своего собрания в Русский музей императора Александра III. Занималась эмальерным искусством, основала музей-мастерскую в селе Талашкино Смоленской губернии, где пыталась возрождать народные промыслы.
Подробнее с биографией М. К. Тенишевой можно познакомиться в разделе "Виртуальные прогулки" Смоленского государственного художественного музея.
Troubetzkoy Paolo (Pavel Petrovich) 1866, Intra, Italy — 1938, Villa Cabianca near Pallanza, ItalyСкульптор; портретист, анималист.
Работал в частных студиях в Милане (с 1884), в собственной мастерской (с 1885). Участник выставок в Италии, Франции, Америке, России; Всемирной в Париже (1900, Grand Prix), Международной в Дрездене (1901, золотая медаль). В „русский" период (1897–1906) преподавал в МУЖВЗ, работал в Петербурге над памятником Александру III (1899–1906). Член-учредитель общества „Мир искусства". Кроме Италии и России, жил также во Франции (1906–1914) и США (1914–1920).