Трубецкой П.

Портрет Л. Н. Толстого


Бюст

1899

Бронза. 34 х 32 х 30

Пост. в 1946 от Киприанова, Ленинград


Скульптурные и графические портреты Льва Николаевича Толстого занимают особое место в творчестве Паоло Трубецкого.

В газетных заметках того времени, равно как и в статьях и мемуарах, опубликованных позднее, много писали об их общении и, в частности, о том, что Толстому чрезвычайно импонировали непосредственность и искренность художника, нередко повторялись пассажи о решительном нежелании скульптора читать творения классика. Не раз публиковались фотографии, фиксирующие сеансы позирования и совместные конные прогулки в Ясной Поляне. Совершенно очевидно, что созданные Трубецким произведения отнюдь не теряются в огромном количестве портретов Толстого. Свойственная скульптору обостренность эмоционально-художественного восприятия человека помогла ему в полной мере передать внутреннюю силу, энергетику личности писателя. Особенно выразителен в этом отношении небольшой поясной бюст. Софья Андреевна Толстая, супруга писателя, считала, что «ни одна из всех скульптурных работ всех бравшихся за изображение Льва Николаевича — не передает настоящего его облика. Лучше других — маленький бюст с сложенными руками, работы Трубецкого».

Елена Карпова. Русские годы — русские образы // Паоло Трубецкой. СПб, 2016. С. 11—12

Образ Л. Н. Толстого привлекал многих, но далеко не всем удавался. Судя по воспоминаниям С. А. Толстой, писатель охотно общался с Трубецким в его мастерской на Мясницкой и у себя в Хамовниках, где в 1898–1900 годах были сделаны небольшой поясной бюст со скрещенными руками и конная статуэтка. Толстого явно заинтересовал этот скульптор, не подвластный авторитетам и искренне жаждущий „жизненной правды“. Называя себя противником „всякой позы, видя в простоте и реальности истинное отражение художественного настроения“, Трубецкой старался избегать в портрете какой-либо нарочитости. Он ловил мгновение, однако это мгновение не было фиксацией сиюминутного. Его необычайно чувствительное восприятие тщательно отбирало впечатления, в размышлениях над натурой открывался ее внутренний мир. 

Этот портрет Льва Николаевича Толстого принадлежит к числу лучших изображений писателя. Бронзовые отливы представлены во многих художественных и литературных музеях.

Толстой Лев Николаевич (1828–1910) – граф, писатель, член-корреспондент АН (1873), почетный академик (1900). (Е. К.) Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 49.

Трубецкой Паоло (Павел Петрович)
1866, Интра на Лаго Маджоре, Италия — 1938, вилла Кабианка около Палланцы, Италия

Скульптор; портретист, анималист.

Работал в частных студиях в Милане (с 1884), в собственной мастерской (с 1885). Участник выставок в Италии, Франции, Америке, России; Всемирной в Париже (1900, Grand Prix), Международной в Дрездене (1901, золотая медаль). В „русский" период (1897–1906) преподавал в МУЖВЗ, работал в Петербурге над памятником Александру III (1899–1906). Член-учредитель общества „Мир искусства". Кроме Италии и России, жил также во Франции (1906–1914) и США (1914–1920).

Troubetzkoy P.

Портрет Л. Н. Толстого


Бюст

1899

Bronze.


While many artists attempted to portray Leo Tolstoy, few succeeded. The memoirs of Tolstoy’s wife, Sophia Andreyevna, describe how the great Russian writer sat for Trubetskoi at his Yasnaya Polyana estate and in the artist’s studios on Myasnitskaya Street and in Khamovniki, where an equestrian statuette and a small waist-length bust with crossed arms were modelled between 1898 and 1900. Tolstoy was much drawn to this talented sculptor who disdained all authorities and sought the “truth of life”. Calling himself an opponent of “all postures and discerning in simplicity and reality the true reflection of artistic mood,” Trubetskoi rejected the intentional and the deliberate in portraits. He treasured the instant, only not as a record of the passing moment. His sensual perception punctiliously selected various impressions, disclosing the inner world in his reflections on nature.

Troubetzkoy Paolo (Pavel Petrovich)
1866, Intra, Italy — 1938, Villa Cabianca near Pallanza, Italy

Скульптор; портретист, анималист.

Работал в частных студиях в Милане (с 1884), в собственной мастерской (с 1885). Участник выставок в Италии, Франции, Америке, России; Всемирной в Париже (1900, Grand Prix), Международной в Дрездене (1901, золотая медаль). В „русский" период (1897–1906) преподавал в МУЖВЗ, работал в Петербурге над памятником Александру III (1899–1906). Член-учредитель общества „Мир искусства". Кроме Италии и России, жил также во Франции (1906–1914) и США (1914–1920).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library