Шервуд Л. В.

Проект надгробного памятника М. А. Врубелю


Не осуществлен

1917

Гипс тонированный. 80,5 х 31 х 26

Пост. в 1956 от И. Л. Шервуд, дочери скульптора, Ленинград


Врубель Михаил Александрович (1856–1910) — живописец, рисовальщик, скульптор. Член объединения «Мир искусства» (1900), академик живописи (1905).

С немалым воодушевлением работал скульптор над проектом надгробного памятника Михаилу Врубелю, которого очень ценил как художника. Две авторские модели — портрет на высоком постаменте, украшенном рельефными изображениями врубелевских персонажей, и «голова М. А. Врубеля» — были представлены на Десятой выставке нового общества художников (1917), но так и остались неосуществленными. Поступив затем в собрание Русского музея, они экспонировались и на других музейных выставках. Кроме того, их традиционное размещение в Открытом фонде скульптуры в Михайловском замке сделало их вполне доступными для посетителей музея. Елена Карпова. Леонид Шервуд: первые десятилетия творческого пути // Скульптор Леонид Шервуд… СПб, 2023. С.11.

Заказ на создание надгробного памятника Л. В. Шервуд получил от вдовы художника Н. И. Забелы-Врубель. В течение нескольких лет скульптор периодически возвращался к разработке мемориального замысла, к осмыслению образа гениального живописца. «Л. В. Шервуд деятельно работает над осуществлением проекта памятника на могиле Врубеля» 1,— сообщал в 1916 году журнал «Аполлон». В следующем году на X выставке «Нового общества художников» Шервуд представил эскиз надгробия в виде высокого постамента, на котором помещен портрет Врубеля. Кроме того, экспонировалась монументальная «голова» к этому проекту. Из постамента, напоминающего скалу, словно «вырастали» знаменитые образы врубелевских полотен (поверженный Демон, шестикрылый Серафим и другие). При создании портрета Врубеля он «стремился связать пластический характер скульптурной формы с внутренней сущностью деятельности и психологии портретируемого человека» (говорил сам скульптор о своих работах). Не случайно портрет, решенный в мощных объемах, получился по-своему выразительным и монументальным. В 1917 году он был опубликован в журнале «Нива» как вполне самостоятельная и удачная в творческом отношении работа 2.

Проект Шервуда не получил одобрения художественной общественности. Наверное, это во многом объясняется тем, что скульптору не удалось найти убедительного пропорционального соотношения объема постамента и венчающей его «головы». Проект остался не реализованным, до 1956 года он находился в мастерской Л. В. Шервуда, откуда поступил в Русский музей. Ольга Кривдина  // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 103.

  1. Аполлон. 1916. № 1. С. 37.
  2. Нива. 1917. № 7. С. 100 (воспр. под названием «Художник М. А. Врубель»).
Шервуд Леонид Владимирович
1871, Москва — 1954, Ленинград

Скульптор; автор станковых и монументальных произведений, педагог. Учился в МУЖВЗ (1886–1892), в ВХУ при ИАХ (1892–1898) в Петербурге. Участник выставок с 1902. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Доктор искусствоведческих наук (1942).

Sherwood L. V.

Проект надгробного памятника М. А. Врубелю


Не осуществлен

1917

80,5 х 31 х 26


Врубель Михаил Александрович (1856–1910) — живописец, рисовальщик, скульптор. Член объединения «Мир искусства» (1900), академик живописи (1905).

С немалым воодушевлением работал скульптор над проектом надгробного памятника Михаилу Врубелю, которого очень ценил как художника. Две авторские модели — портрет на высоком постаменте, украшенном рельефными изображениями врубелевских персонажей, и «голова М. А. Врубеля» — были представлены на Десятой выставке нового общества художников (1917), но так и остались неосуществленными. Поступив затем в собрание Русского музея, они экспонировались и на других музейных выставках. Кроме того, их традиционное размещение в Открытом фонде скульптуры в Михайловском замке сделало их вполне доступными для посетителей музея. Елена Карпова. Леонид Шервуд: первые десятилетия творческого пути // Скульптор Леонид Шервуд… СПб, 2023. С.11.

Заказ на создание надгробного памятника Л. В. Шервуд получил от вдовы художника Н. И. Забелы-Врубель. В течение нескольких лет скульптор периодически возвращался к разработке мемориального замысла, к осмыслению образа гениального живописца. «Л. В. Шервуд деятельно работает над осуществлением проекта памятника на могиле Врубеля» 1,— сообщал в 1916 году журнал «Аполлон». В следующем году на X выставке «Нового общества художников» Шервуд представил эскиз надгробия в виде высокого постамента, на котором помещен портрет Врубеля. Кроме того, экспонировалась монументальная «голова» к этому проекту. Из постамента, напоминающего скалу, словно «вырастали» знаменитые образы врубелевских полотен (поверженный Демон, шестикрылый Серафим и другие). При создании портрета Врубеля он «стремился связать пластический характер скульптурной формы с внутренней сущностью деятельности и психологии портретируемого человека» (говорил сам скульптор о своих работах). Не случайно портрет, решенный в мощных объемах, получился по-своему выразительным и монументальным. В 1917 году он был опубликован в журнале «Нива» как вполне самостоятельная и удачная в творческом отношении работа 2.

Проект Шервуда не получил одобрения художественной общественности. Наверное, это во многом объясняется тем, что скульптору не удалось найти убедительного пропорционального соотношения объема постамента и венчающей его «головы». Проект остался не реализованным, до 1956 года он находился в мастерской Л. В. Шервуда, откуда поступил в Русский музей. Ольга Кривдина  // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 103.

  1. Аполлон. 1916. № 1. С. 37.
  2. Нива. 1917. № 7. С. 100 (воспр. под названием «Художник М. А. Врубель»).
Sherwood Leonid Vladimirovich
1871, Moscow — 1954, Leningrad

Small-scale and monumental sculptor, teacher. Studied at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1886–1892) and the Imperial Academy of Arts (1892–1898) in Petrograd. Contributed to exhibitions (from 1902). Founding member of the New Society of Artists (1904). Honoured Artist of the RSFSR (1946). Doctor of Art Studies (1942).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library