Оружейная палата. Москва

Оклад Евангелия (Евангелие тетр, напрестольное)


Москва. Золотой приказ Оружейной палаты

1681

Серебро, резьба, золочение, чернь, золото, литье, эмаль, чеканка, ковка, драгоценные камни, стекла. 44 x 26,5 x 13

Вклад 1681 года в Архангельский собор Московского Кремля.

Пост. в 1930 из Феодоровского Государева собора в Царском Селе


Евангелие московской печати 1676 года в парчовом переплете и золотом окладе. Верхняя крышка орнаментирована крупными чеканными цветами, проработанными резьбой. Фигурные накладки средника и наугольников с изображением «Распятия» и евангелистов — высокой чеканки, с эмалями. Фигура Христа — накладное литье. В гнездах — изумруды, сапфиры-сырцы, сердолик. По обрезу крышки чернью по резьбе: ПОСТРОЕНО СИЕ СВ(Я)ТОЕ ЕУ(АН)Г(Е)ЛИЕ ЗЛАТОЕ ПОВЕЛЕНЕМЪ ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ФЕОДОРА АЛЕКСЕЕВИЧА… В СОБОРНУЮ ЦЕРКОВЬ АРХИСТРАТИГА Б(О)ЖИЯ МИХАИЛА В ЛЕТО 7189 МАРТА... Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 64.

Памятник входит в группу роскошных лицевых кодексов, сохранившихся и известных по записям в архивной документации, изготавливавшихся по заказам царской семьи, патриарха, знатнейших бояр и монастырей.

Печатное Евангелие 1677 было выбрано для одного из последних вкладов царя Федора Алексеевича. Восемь миниатюр с образами евангелистов и символических существ в виде фронтисписов открывают каждый канонический текст.

Евангелие заключено в золотой оклад, принадлежащий к лучшим произведениям эмальерного дела последней четверти XVII века. Обтянутые малиновой, затканной золотными и шелковыми нитями парчой, доски переплета обиты кованым листовым золотом с растительным узором, нанесенным в технике чеканки и гравировки. Поверх него наложены средник с изображением Распятия и наугольники с образами евангелистов и их символов, заключенные в фигурные обрамления. Все фигуры выполнены в высоком рельефе чеканкой, фигура распятого Христа целиком сделана в технике накладного литья. Лицевые изображения и детали композиций залиты глухой и прозрачной эмалью насыщенных и контрастных тонов. Между средником и наугольниками, в окружении разноцветных камней в высоких кастах, укреплены четыре овальных медальона со сценами Распятия, Снятия со креста, Положения во гроб и Воскресения. Тканое покрытие нижней крышки переплета Евангелия предохраняют пять золотых дробниц — средник и наугольники с фигурными краями, покрытые чеканным цветочным орнаментом.

Орнаментальному декору Евангелия присуще стилистическое единство. Истоки его мотивов и элементов обнаруживаются в образцах середины XVII века, изготовленных мастерами Серебряного и Золотого приказов для гравюры на меди (при участии золотописца Григория Благушина), а затем использовавшихся для украшения черневых и гравированных композиций драгоценной утвари, в орнаментации икон, книг. Заимствуя графические приемы гравюры на меди и сочетая их с яркой палитрой, привлекая иностранные образцы и традиционные мотивы, знаменщики, золотописцы и резчики создали декор «трав фряских», многообразие элементов которого позволяло варьировать его бесконечно. Сочетание разных ювелирных техник и художественных приемов, многоцветия эмалей и камней, сияния полированных и матовых поверхностей, разных высот элементов и стремление к максимальной объемности характерны для искусства русского барокко последней четверти XVII века. Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 107.

ARMOURY CHAMBER, Moscow

Gospels Cover


Moscow

1681

Silver, carving, gilding, niello, gold, casting, enamel, chasing, forging, precious stones, glass. 44 x 26,5 x 13


Printed in Moscow in 1676, the Gospels were later bound with parchment and set in gold. The front cover is decorated with flowers and shoots. The figured brackets with the image of the Crucifixion and the Evangelists are executed in the technique of high embossing with enamel paints. Enamel also appears in a number of places on the high relief. The figure of Christ is made from superimposed casting and filled with enamel. The bezels contain precious stones. The niello inscription running along the edge of the cover states that the Gospels were made at the command of Tsar Theodore Alexeyevich for the Church of the Archangel Michael in 1681. The Gospels cover offers an excellent example of the work of the masters of the Moscow Armoury. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 64.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library