Петр Петрович (1715—1719) — шестой из девяти детей Петра I и Екатерины Алексеевны, прозванный «Петенька-Шишечка». После отречения царевича Алексея Петровича был объявлен наследником престола. Умер младенцем. Основанием для определения портрета как изображения Петра Петровича служит письмо А. Д. Меншикова Петру I от 1716 года: «Посылаю к Вашему Величеству угодный Вам презент… персону дражайшего Вашего Купида» (Кат. исторической выставки. № 285—288). Портрет Петра Петровича указан и в описи произведений Л. Каравака, однако местонахождение оригинала кисти самого мастера остается неизвестным. Очевидно, существует еще несколько вариантов портрета. В каталоге Петрова отмечено, что один из портретов имеет над головой в сиянии буквы «IHS» (начальные буквы имени Христова), однако ни в одном из известных портретов подобных букв нет. Изображение сияния, «солнца» над головой царевича вполне соответствует представлениям, существовавшим во французской живописи XVIII века. Так, в музее Сен-Клу существует картина Жана Нокре, изображающая семью Людовика XIV олимпийскими богами. Около 1722 года Л. Каравак написал самого Петра в виде Аполлона и царевну Наталью Алексеевну в виде Дианы (ГТГ), так что изображение Петеньки-Шишечки в виде маленького Купидона, со стрелой, орденом Св. Андрея Первозванного и короной вполне укладывается в традицию аллегорической символики, существовавшей в живописи петровского времени. Существует целый ряд подобных портретов: ГТГ (Л. Каравак (?), инв. 15156; в рост, без овального обрамления и драпировки); ГЭ (Неизвестный художник. Копия первой половины XIX века с оригинала XVIII века; в рост, ЭРЖ-1817); ГРМ (Г. Д. Молчанов, 1772; поколенная копия, Ж-55). Такой же портрет был вмонтирован в качестве десюдепорта во дворце Марли в Петергофе. В 1870 году в каталоге П. Н. Петров указывает четыре портрета Петра Петровича (№ 285—288), все — работы неизвестных художников (Калязина, Комелова).
Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 109.
Петр Петрович (1715—1719) — шестой из девяти детей Петра I и Екатерины Алексеевны, прозванный «Петенька-Шишечка». После отречения царевича Алексея Петровича был объявлен наследником престола. Умер младенцем. Основанием для определения портрета как изображения Петра Петровича служит письмо А. Д. Меншикова Петру I от 1716 года: «Посылаю к Вашему Величеству угодный Вам презент… персону дражайшего Вашего Купида» (Кат. исторической выставки. № 285—288). Портрет Петра Петровича указан и в описи произведений Л. Каравака, однако местонахождение оригинала кисти самого мастера остается неизвестным. Очевидно, существует еще несколько вариантов портрета. В каталоге Петрова отмечено, что один из портретов имеет над головой в сиянии буквы «IHS» (начальные буквы имени Христова), однако ни в одном из известных портретов подобных букв нет. Изображение сияния, «солнца» над головой царевича вполне соответствует представлениям, существовавшим во французской живописи XVIII века. Так, в музее Сен-Клу существует картина Жана Нокре, изображающая семью Людовика XIV олимпийскими богами. Около 1722 года Л. Каравак написал самого Петра в виде Аполлона и царевну Наталью Алексеевну в виде Дианы (ГТГ), так что изображение Петеньки-Шишечки в виде маленького Купидона, со стрелой, орденом Св. Андрея Первозванного и короной вполне укладывается в традицию аллегорической символики, существовавшей в живописи петровского времени. Существует целый ряд подобных портретов: ГТГ (Л. Каравак (?), инв. 15156; в рост, без овального обрамления и драпировки); ГЭ (Неизвестный художник. Копия первой половины XIX века с оригинала XVIII века; в рост, ЭРЖ-1817); ГРМ (Г. Д. Молчанов, 1772; поколенная копия, Ж-55). Такой же портрет был вмонтирован в качестве десюдепорта во дворце Марли в Петергофе. В 1870 году в каталоге П. Н. Петров указывает четыре портрета Петра Петровича (№ 285—288), все — работы неизвестных художников (Калязина, Комелова).
Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 109.