Беннер Ж.
Портрет царя Алексея Михайловича
1821
Акварель, бумага на металлической пластинке. 14,3 x 10,8 (овал)
Алексей I Михайлович Тишайший (19 марта 1629, Москва – 8 февраля 1676, Москва) – второй русский царь из династии Романовых, сын Михаила Федоровича и его второй жены Евдокии. Был активным участником составления Соборного уложения 1649, создавшего законодательную базу для российского общества на долгие десятилетия. Активно привлекал на службу в России иностранных специалистов, оказывал поддержку полкам «иноземного строя». При нем произошел церковный раскол, приведший к усилению борьбы церкви и государства со старообрядцами. Вел активную внешнюю политику. Все царствование было ознаменовано почти непрерывными войнами, многочисленными массовыми выступлениями: крестьянская война Степана Разина, Медный и Соляной бунты. В его правление значительно выросли границы России за счет вошедших в ее состав Украины, Восточной Сибири, Дальнего Востока и других территорий. Был отцом 16 детей от двух браков. Первая жена – Мария Ильинична Милославская - родила ему 13 детей, вторая – Наталья Кирилловна Нарышкина – 3-х детей. Трое из его сыновей впоследствии царствовали: Федор, Иван и Петр (Великий). Царствовал с 14/24 июля 1645 по 29 января / 8 февраля 1676.
400-летие Дома Романовых. СПб, 2013. С. 110.
Беннер Жан-Анри3 августа 1776, Мюльхаузен, Эльзас — зима 1836, Париж
Французский художник-миниатюрист, портретист и пейзажист (есть сведения, что он занимался гравированием на меди и живописью на стекле).
Учился в Париже у одного из наиболее значительных акварелистов, литографов и мастеров портретной миниатюры Жана-Батиста Изабе (1767—1855). Время и сроки обучения определить затруднительно. Вероятно, обучение было недолгим и приходилось на 1803–1804 годы, когда Беннер, судя по документам, находился в Париже. В 1812 Беннером была выполнена большая серия портретов императорской фамилии Габсбургов. В 1815–1816 мастер работал в Варшаве, где написал ряд портретов польских аристократов, затем в Петербурге и, возможно, в Москве. Из России уехал не ранее 1825 года.
Из творческого наследия Беннера самым значительным было создание с 1816 по 1825 год по заказу российского Императорского Двора и частных лиц нескольких комплектов портретной галереи (24 портрета), представляющей царей и великих князей династии Романовых. Кроме того, художник получил разрешение на издание по своим оригиналам отдельного гравированного альбома, ставшего весьма популярным. Первые варианты этой «романовской галереи» были гравированы и изданы в Париже уже в 1817 году. Исполненные Беннером портреты иконографически являются в основном копиями известных оригиналов — Люддена, Токе, Жерара и Изабе.
Размеры миниатюр каждого комплекта были одинаковыми; размеры миниатюр разных комплектов различались крайне незначительно: не более чем на 0,3–0,7 мм. Но главное — каждый комплект отличался присущим только ему рисунком рамы, специально разработанным Беннером. Можно отметить и другие отличия, которые сводятся к разнице в цвете платья императрицы Марии Федоровны и императрицы Елизаветы Алексеевны на миниатюрах из разных коллекций.
Трудно с точностью определить, сколько комплектов было создано при жизни автора, так как сегодня в разных музеях и частных собраниях часто встречаются портреты из «беннеровских серий». Почти все они сохранились не целиком: так, три неполных комплекта находятся в собрании Эрмитажа (серия великого князя Николая Михайловича, серия из Зимнего дворца, а также серия, принадлежность которой определить пока затруднительно), три — в Павловском дворце-музее (серия Николая I, серия из коллекции Николая II, две серии, происходящие из Гатчинского дворца-музея). Отдельные портреты находятся в Историческом музее (портрет императрицы Елизаветы Алексеевны) и в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (портреты великих княгинь Екатерины Павловны и Анны Павловны), в некоторых провинциальных музеях и частных собраниях.
Портреты «романовской галереи» Русского музея поступили из коллекции принцессы Елены Георгиевны Саксен-Альтенбургской (дочери Георга Мекленбург-Стрелицкого и великой княгини Екатерины Михайловны, правнучки императора Павла I) в 1924 году (бывшее собрание великого князя Михаила Павловича). Почти все портреты этого собрания (за исключением портрета великого князя Михаила Павловича) одеты в оригинальные золоченые рамы и имеют подпись и дату: 1817 или 1821 год. Серия из двадцати четырех портретов в оригинальном оформлении, созданных Беннером, принадлежащая Русскому музею, дошла до нас в первоначальном составе и представляет поистине уникальный случай сохранившегося живого ансамбля.
Benner Jean Henri
Portrait of Tsar Alexis Mikhailovich
1821
Watercolours, .
Alexis I Mikhailovich (March 19, 1629 – January 29, 1676). Tsar, member of the Romanov dynasty, father of Peter the Great. Son of Mikhail Fedorovich and Eudoxia Streshneva. He assumed the throne on July 14, 1645, and was crowned on September 28, 1645. During his reign the Zemsky Sobor (Assembly of the Land) passed the Law Code of 1649; the Customs (1653) and New Trade (1667) Regulations were adopted; and Ukraine came under Russian rule (1654), which led to the signing of the Truce of Andrusovo between Russia and Poland (1667). On January 16, 1648 Alexis married Maria Ilyinichna Miloslavskaya (April 1, 1624 – March 3, 1669), together they had 13 children. On January 22, 1671 he entered into a second marriage with Natalia Naryshkina (August 22, 1651 – January 25, 1694), and had three children with her: Peter (May 30, 1672 – January 28, 1725), Natalia (August 22, 1673 – June 18, 1716), and Feodora (September 4, 1674 – November 28, 1678).
Benner Jean Henri Французский художник-миниатюрист, портретист и пейзажист (есть сведения, что он занимался гравированием на меди и живописью на стекле).
Учился в Париже у одного из наиболее значительных акварелистов, литографов и мастеров портретной миниатюры Жана-Батиста Изабе (1767—1855). Время и сроки обучения определить затруднительно. Вероятно, обучение было недолгим и приходилось на 1803–1804 годы, когда Беннер, судя по документам, находился в Париже. В 1812 Беннером была выполнена большая серия портретов императорской фамилии Габсбургов. В 1815–1816 мастер работал в Варшаве, где написал ряд портретов польских аристократов, затем в Петербурге и, возможно, в Москве. Из России уехал не ранее 1825 года.
Из творческого наследия Беннера самым значительным было создание с 1816 по 1825 год по заказу российского Императорского Двора и частных лиц нескольких комплектов портретной галереи (24 портрета), представляющей царей и великих князей династии Романовых. Кроме того, художник получил разрешение на издание по своим оригиналам отдельного гравированного альбома, ставшего весьма популярным. Первые варианты этой «романовской галереи» были гравированы и изданы в Париже уже в 1817 году. Исполненные Беннером портреты иконографически являются в основном копиями известных оригиналов — Люддена, Токе, Жерара и Изабе.
Размеры миниатюр каждого комплекта были одинаковыми; размеры миниатюр разных комплектов различались крайне незначительно: не более чем на 0,3–0,7 мм. Но главное — каждый комплект отличался присущим только ему рисунком рамы, специально разработанным Беннером. Можно отметить и другие отличия, которые сводятся к разнице в цвете платья императрицы Марии Федоровны и императрицы Елизаветы Алексеевны на миниатюрах из разных коллекций.
Трудно с точностью определить, сколько комплектов было создано при жизни автора, так как сегодня в разных музеях и частных собраниях часто встречаются портреты из «беннеровских серий». Почти все они сохранились не целиком: так, три неполных комплекта находятся в собрании Эрмитажа (серия великого князя Николая Михайловича, серия из Зимнего дворца, а также серия, принадлежность которой определить пока затруднительно), три — в Павловском дворце-музее (серия Николая I, серия из коллекции Николая II, две серии, происходящие из Гатчинского дворца-музея). Отдельные портреты находятся в Историческом музее (портрет императрицы Елизаветы Алексеевны) и в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (портреты великих княгинь Екатерины Павловны и Анны Павловны), в некоторых провинциальных музеях и частных собраниях.
Портреты «романовской галереи» Русского музея поступили из коллекции принцессы Елены Георгиевны Саксен-Альтенбургской (дочери Георга Мекленбург-Стрелицкого и великой княгини Екатерины Михайловны, правнучки императора Павла I) в 1924 году (бывшее собрание великого князя Михаила Павловича). Почти все портреты этого собрания (за исключением портрета великого князя Михаила Павловича) одеты в оригинальные золоченые рамы и имеют подпись и дату: 1817 или 1821 год. Серия из двадцати четырех портретов в оригинальном оформлении, созданных Беннером, принадлежащая Русскому музею, дошла до нас в первоначальном составе и представляет поистине уникальный случай сохранившегося живого ансамбля.