Штенглин И.

Портрет Ксении Ивановны Романовой


С живописного оригинала неизвестного художника XVIII в.

1768

Меццо-тинто. Л. 42,3х29,0 ; И. 34,4х22,8


Ксения Ивановна Романова (старица Марфа; урожденная Шестова (? - 1631, Москва) – боярыня, мать царя Михаила Федоровича, супруга Фёдора Никитича Романова (патриарха Филарета). Была выдана замуж за Фёдора Романова около 1585 года. При Борисе Годунове вместе с мужем была насильно пострижена в монашество. В 1601 году сослана в Заонежье, в село Толвуя на берегу Онежского озера и разлучена с детьми — Михаилом и Татьяной (единственные выжившие из её шести детей). В 1606 году по приказу нового царя Лжедмитрия I, который старался демонстрировать своё родство со старой знатью, Романовы были освобождены. Инокиня Марфа воссоединилась с сыном. Годы 1606—1608 Марфа прожила, вероятно, в Ростове, куда Филарет был поставлен в митрополиты. Затем жила с сыном в костромском Ипатьевском монастыре. Когда послы земского собора просили Михаила на царство, она отказывала, ссылаясь на его юность, но в 1613 году он все-таки был избран. Мать благословила сына на царство Феодоровской иконой Божией Матери, и с этого момента икона стала одной из святынь дома Романовых. 

Четыре небольших гравированных портрета представляют первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича, его мать Ксению Ивановну (во иночестве Марфу), а также его сына – царя Алексея Михайловича и вторую супругу Алексея Михайловича – Наталью Кирилловну Нарышкину. Почти все они восходят к прижизненным царским изображениям XVII столетия. Однако исполнены гравюры много позже, когда в русскую моду стали входить разнообразные живописные и гравированные портретные галереи. Автором гравюр был немецкий гравер Иоганн Штенглин. В 1740-е – 1760-е годы в Петербурге он работал над первой в истории русского искусства серией царских портретов. Впоследствии гравюры этой серии послужили оригиналами для других портретных серий, например, для знаменитой живописной царской галереи в усадьбе Шереметевых «Кусково» под Москвой.

Штенглин Иоганн
1715, Аугсбург — около 1777, Санкт-Петербург

Гравер черной манерой. Учился гравированию в Аугсбурге у И.-К. Боденера. Приехал в Санкт-Петербург в 1742 по вызову Императорской Академии наук (ИАН), где и работал до 1745. После увольнения продолжал исполнять гравюры за сдельную плату. В 1757 перебрался в Москву, работал в Московском университете и, вероятно, для гравировальной фабрики М. Артемьева. В 1764–1767 в Санкт-Петербурге исполнял гравюры и преподавал в ИАН. В 1768–1770 состоял на службе в ИАН.

Stenglin J.

Портрет Ксении Ивановны Романовой


С живописного оригинала неизвестного художника XVIII в.

1768

Mezzo-tinto.


Ксения Ивановна Романова (старица Марфа; урожденная Шестова (? - 1631, Москва) – боярыня, мать царя Михаила Федоровича, супруга Фёдора Никитича Романова (патриарха Филарета). Была выдана замуж за Фёдора Романова около 1585 года. При Борисе Годунове вместе с мужем была насильно пострижена в монашество. В 1601 году сослана в Заонежье, в село Толвуя на берегу Онежского озера и разлучена с детьми — Михаилом и Татьяной (единственные выжившие из её шести детей). В 1606 году по приказу нового царя Лжедмитрия I, который старался демонстрировать своё родство со старой знатью, Романовы были освобождены. Инокиня Марфа воссоединилась с сыном. Годы 1606—1608 Марфа прожила, вероятно, в Ростове, куда Филарет был поставлен в митрополиты. Затем жила с сыном в костромском Ипатьевском монастыре. Когда послы земского собора просили Михаила на царство, она отказывала, ссылаясь на его юность, но в 1613 году он все-таки был избран. Мать благословила сына на царство Феодоровской иконой Божией Матери, и с этого момента икона стала одной из святынь дома Романовых. 

Четыре небольших гравированных портрета представляют первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича, его мать Ксению Ивановну (во иночестве Марфу), а также его сына – царя Алексея Михайловича и вторую супругу Алексея Михайловича – Наталью Кирилловну Нарышкину. Почти все они восходят к прижизненным царским изображениям XVII столетия. Однако исполнены гравюры много позже, когда в русскую моду стали входить разнообразные живописные и гравированные портретные галереи. Автором гравюр был немецкий гравер Иоганн Штенглин. В 1740-е – 1760-е годы в Петербурге он работал над первой в истории русского искусства серией царских портретов. Впоследствии гравюры этой серии послужили оригиналами для других портретных серий, например, для знаменитой живописной царской галереи в усадьбе Шереметевых «Кусково» под Москвой.

Stenglin Johann
1715, Аугсбург — около 1777, Санкт-Петербург

Гравер черной манерой. Учился гравированию в Аугсбурге у И.-К. Боденера. Приехал в Санкт-Петербург в 1742 по вызову Императорской Академии наук (ИАН), где и работал до 1745. После увольнения продолжал исполнять гравюры за сдельную плату. В 1757 перебрался в Москву, работал в Московском университете и, вероятно, для гравировальной фабрики М. Артемьева. В 1764–1767 в Санкт-Петербурге исполнял гравюры и преподавал в ИАН. В 1768–1770 состоял на службе в ИАН.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library