Рублев А.

Апостол Павел


Около 1408

Дерево, темпера, левкас. 311 x 104

Из деисусного чина церкви Успения Богородицы во Владимире


Изображения апостолов Петра и Павла входили в большой живописный ансамбль — иконостас Успенского собора во Владимире. Согласно летописному известию иконостас, как и фресковая роспись собора, был исполнен в 1408 году по велению великого князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) московскими мастерами Даниилом Черным и Андреем Рублевым.

Иконостас Успенского собора — самый большой из известных нам памятников этого типа. Сохранились иконы из трех ярусов — деисусного, праздничного и пророческого. Возможно, был еще и четвертый, праотеческий. Размеры икон очень велики: в деисусном ряду они имеют высоту более трех метров. Значительной была и длина иконостаса. Деисусный ряд состоял из пятнадцати или, как полагают, из двадцати одной иконы. Иконы апостолов Петра и Павла составляли часть деисусного чина. Его название происходит от греческого «деисис», то есть «моление, прошение». Деисус выражал идею заступничества и милосердия. Фигуры святых в этом ряду обращены к центру — сидящему на троне и в славе Христу. Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил и другие святые представлены склонившимися и пребывающими в состоянии длительного и глубокого размышления. 

В сложившейся иконографии апостол Павел изображался с закрытой книгой (Евангелием) – символом осмысления учения Христа и одновременно свидетельством сочинений самого Павла, его посланий первым христианам. При сохранении единства всего ансамбля подчеркнуты индивидуальные, точные и проникновенные характеристики святых.

Ясный, четкий силуэт и отсутствие деталей объясняются тем, что иконы писались для верхней, наиболее удаленной от зрителей части иконостаса. Образ апостола Павла из иконостаса Успенского собора отличается особой значительностью и величием, гармонически сочетающимися с выражением мягкости и созерцательного покоя. Его фигура с большим мастерством вписана в удлиненную доску, силуэт очерчен свободной и гибкой линией, в цветовой гамме сочетаются звучные и чистые тона киновари, темной зелени, золотистой охры. Большинство исследователей склонны видеть в этой иконе произведение самого Андрея Рублева.

В 1920-е годы, после реставрации, иконостас был передан частично в Русский музей, частично в Третьяковскую галерею.

Рублев Андрей
ок. 1370 – ок. 1425

Иконописец, мастер монументальных росписей и книжных миниатюр.
Еще в молодости постригся в монахи. Предположительно, учился у Прохора с Городца. Совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля (1405). Вместе с Даниилом Черным расписывал Успенский собор во Владимире (1408, сохранилось 7 икон праздничного ряда), Троицкий собор (1420-е). Послушник Никона Радонежского. По его заказу создал "Троицу" (1422/1427) – самое известное произведение мастера, ставшее одним из величайших творений мирового искусства. Инок Троице-Сергиева и Спасо-Андроникова монастырей. Самый почитаемый мастер Древней Руси. Возможно, был строителем Спасского собора в Андрониковом монастыре. Для его произведений характерны созерцательность, высокая одухотворенность, глубина и поэтичность образов, особая интонация светлой печали. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Rublev A.

St Paul. From Deisus Tier. Moscow


Circa 1408

Tempera on wood. 311 x 104


This work was painted by the leading master of Old Russian icons — Andrei Rublev. The graphia (contour scratched on the chalk priming), light-green underpainting with the pinkish ochre on the face and the image of the right foot survive best of all from the original early-fifteenth-century paintwork. The expressive silhouette, slow and repetitive rhythms and monumental forms convey the spiritual power of one of the leading apostles.

St Paul (originally Saul) was a Jew born in Tarsus. Although a Roman citizen in civil status, he was a member of the Pharisees sect. Saul was a vigorous persecutor of the disciples. Around the year 34 AD, he asked permission to go to Damascus to arrest all the Christians there. As he was approaching Damascus, he was surrounded by a bright light from heaven. As he fell to the ground, he heard a voice saying: "Saul, Saul! Why do you persecute me?" When Saul arose he found himself blind. After he recovered his sight, he was baptised and became one of the leading Christians. He wrote fourteen epistles now recognised by the church. Paul is believed to have been beheaded in Rome, around the year 64 AD.

Rublev Andrei
Circa 1370 - Circa 1425

Leading Old Russian artist. Little authentic information on his biography exists. Lay brother of the St Sergius Monastery of the Trinity and then the Andronikov Monastery of the Saviour in Moscow. Helped Theophanes the Greek to paint the Cathedral of the Annunciation in the Moscow Kremlin (1405). Worked in Vladimir (1408). The famous Old Testament Trinity icon of the St Sergius Monastery of the Trinity is attributed to Rublev. Canonized by the Russian Orthodox Church (1988). Feast day 4/17 July.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library