Иоанн Лествичник, Георгий и Власий


Новгород

Вторая половина XIII века

Дерево, темпера, левкас. 109 × 67,4

По сведениям Г. О. Чирикова, находилась в городе Крестцы Новгородской губернии. В 1919 году поступила в ИЗО Наркомпроса РСФСР; в 1920-х годах находилась в ГИМ

Поступила в 1933 через Антиквариат после зарубежной выставки 1929–1932 годов


Древнейший среди сохранившихся памятников новгородского искусства, наиболее ярко отразивший особенности художественной культуры Великого Новгорода. Изображены преподобный Иоанн Лествичник — игумен Синайского монастыря (VI век), великомученик Георгий (слева) и епископ Власий Севастийский (справа). Разномасштабность фигур святых свидетельствует об особом замысле автора иконы, по-видимому исполнявшего ее по специальному заказу. В литературе икону рассматривают как патрональный образ целой семьи, где большим размером выделен патрон заказчика, носившего имя Иоанн, а небольшие фигуры по сторонам представляют святых, соименных отцу и сыну заказчика. Согласно другой версии, центральное изображение указывает на посвящение Иоанну Лествичнику главного церковного престола храма, для которого была создана икона, а боковые соответствуют посвящению дополнительных престолов.

Святые Георгий и Власий были необычайно чтимы в новгородских землях. Почитание преподобного Иоанна не имело в Новгороде столь же прочных основ. Его почитали главным образом в среде монашества, духовно совершенствовавшегося на чтении его главного сочинения — «Лествицы». Эта книга составляла основу келейного чтения, служила руководством в борьбе с пороками. Не исключено, что увеличенное масштабно изображение святого Иоанна Лествичника не с традиционным свитком, а с книгой в руках указывало на статус ее заказчика, возможно, являвшегося игуменом одного из новгородских монастырей.

Новгородское происхождение иконы подтверждают и место ее находки — город Крестцы, расположенный недалеко от Новгорода, и ее художественные особенности, типичные для иконописи древнего Новгорода: красочность и декоративность, монументализация образов, берущая начало во фресках домонгольской Руси. К характерным чертам новгородского искусства относится и ярко выраженное графическое начало. Оно явственно проступает в разработке складок одежд, в рельефе сосредоточенных ликов святых, усиленных белильными пробелами, в палеографии белильных надписей. По мнению ряда исследователей, икона была создана в одной мастерской (или даже одним мастером) с иконой «Спас на престоле с избранными святыми на полях» (конец XIII века, ГТГ), также обнаруженной в городе Крестцы. 

Н. В. Пивоварова // Святая Русь. СПб, 2011. С. 180.

Sts. John of the Ladder, George and Blasius


Novgorod

Second half of 13th century

Gesso and tempera on wood. 109 x 67,4

According to G.O. Chirikov, this work comes from The city of Kresttsy, Novgorod Government. Acceded to IZO of Narkompros in 1919; was handed over to the State Historical Museum in the 1920s Restored in 1919 by P.I. Yukin and F.A. Modorov at the Commission for the Preservation and Restoration of Ancient Painting

Accession: 1933, from the “Antikvariat”, after an exhibition abroad in 1929–1932


Древнейший среди сохранившихся памятников новгородского искусства, наиболее ярко отразивший особенности художественной культуры Великого Новгорода. Изображены преподобный Иоанн Лествичник — игумен Синайского монастыря (VI век), великомученик Георгий (слева) и епископ Власий Севастийский (справа). Разномасштабность фигур святых свидетельствует об особом замысле автора иконы, по-видимому исполнявшего ее по специальному заказу. В литературе икону рассматривают как патрональный образ целой семьи, где большим размером выделен патрон заказчика, носившего имя Иоанн, а небольшие фигуры по сторонам представляют святых, соименных отцу и сыну заказчика. Согласно другой версии, центральное изображение указывает на посвящение Иоанну Лествичнику главного церковного престола храма, для которого была создана икона, а боковые соответствуют посвящению дополнительных престолов.

Святые Георгий и Власий были необычайно чтимы в новгородских землях. Почитание преподобного Иоанна не имело в Новгороде столь же прочных основ. Его почитали главным образом в среде монашества, духовно совершенствовавшегося на чтении его главного сочинения — «Лествицы». Эта книга составляла основу келейного чтения, служила руководством в борьбе с пороками. Не исключено, что увеличенное масштабно изображение святого Иоанна Лествичника не с традиционным свитком, а с книгой в руках указывало на статус ее заказчика, возможно, являвшегося игуменом одного из новгородских монастырей.

Новгородское происхождение иконы подтверждают и место ее находки — город Крестцы, расположенный недалеко от Новгорода, и ее художественные особенности, типичные для иконописи древнего Новгорода: красочность и декоративность, монументализация образов, берущая начало во фресках домонгольской Руси. К характерным чертам новгородского искусства относится и ярко выраженное графическое начало. Оно явственно проступает в разработке складок одежд, в рельефе сосредоточенных ликов святых, усиленных белильными пробелами, в палеографии белильных надписей. По мнению ряда исследователей, икона была создана в одной мастерской (или даже одним мастером) с иконой «Спас на престоле с избранными святыми на полях» (конец XIII века, ГТГ), также обнаруженной в городе Крестцы. 

Н. В. Пивоварова // Святая Русь. СПб, 2011. С. 180.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library