
Древнейший среди сохранившихся памятников новгородского искусства, наиболее ярко отразивший особенности художественной культуры Великого Новгорода. Изображены преподобный Иоанн Лествичник — игумен Синайского монастыря (VI век), великомученик Георгий (слева) и епископ Власий Севастийский (справа). Разномасштабность фигур святых свидетельствует об особом замысле автора иконы, по-видимому исполнявшего ее по специальному заказу. В литературе икону рассматривают как патрональный образ целой семьи, где большим размером выделен патрон заказчика, носившего имя Иоанн, а небольшие фигуры по сторонам представляют святых, соименных отцу и сыну заказчика. Согласно другой версии, центральное изображение указывает на посвящение Иоанну Лествичнику главного церковного престола храма, для которого была создана икона, а боковые соответствуют посвящению дополнительных престолов.
Святые Георгий и Власий были необычайно чтимы в новгородских землях. Почитание преподобного Иоанна не имело в Новгороде столь же прочных основ. Его почитали главным образом в среде монашества, духовно совершенствовавшегося на чтении его главного сочинения — «Лествицы». Эта книга составляла основу келейного чтения, служила руководством в борьбе с пороками. Не исключено, что увеличенное масштабно изображение святого Иоанна Лествичника не с традиционным свитком, а с книгой в руках указывало на статус ее заказчика, возможно, являвшегося игуменом одного из новгородских монастырей.
Новгородское происхождение иконы подтверждают и место ее находки — город Крестцы, расположенный недалеко от Новгорода, и ее художественные особенности, типичные для иконописи древнего Новгорода: красочность и декоративность, монументализация образов, берущая начало во фресках домонгольской Руси. К характерным чертам новгородского искусства относится и ярко выраженное графическое начало. Оно явственно проступает в разработке складок одежд, в рельефе сосредоточенных ликов святых, усиленных белильными пробелами, в палеографии белильных надписей. По мнению ряда исследователей, икона была создана в одной мастерской (или даже одним мастером) с иконой «Спас на престоле с избранными святыми на полях» (конец XIII века, ГТГ), также обнаруженной в городе Крестцы.
Н. В. Пивоварова // Святая Русь. СПб, 2011. С. 180.
Древнейший среди сохранившихся памятников новгородского искусства, наиболее ярко отразивший особенности художественной культуры Великого Новгорода. Изображены преподобный Иоанн Лествичник — игумен Синайского монастыря (VI век), великомученик Георгий (слева) и епископ Власий Севастийский (справа). Разномасштабность фигур святых свидетельствует об особом замысле автора иконы, по-видимому исполнявшего ее по специальному заказу. В литературе икону рассматривают как патрональный образ целой семьи, где большим размером выделен патрон заказчика, носившего имя Иоанн, а небольшие фигуры по сторонам представляют святых, соименных отцу и сыну заказчика. Согласно другой версии, центральное изображение указывает на посвящение Иоанну Лествичнику главного церковного престола храма, для которого была создана икона, а боковые соответствуют посвящению дополнительных престолов.
Святые Георгий и Власий были необычайно чтимы в новгородских землях. Почитание преподобного Иоанна не имело в Новгороде столь же прочных основ. Его почитали главным образом в среде монашества, духовно совершенствовавшегося на чтении его главного сочинения — «Лествицы». Эта книга составляла основу келейного чтения, служила руководством в борьбе с пороками. Не исключено, что увеличенное масштабно изображение святого Иоанна Лествичника не с традиционным свитком, а с книгой в руках указывало на статус ее заказчика, возможно, являвшегося игуменом одного из новгородских монастырей.
Новгородское происхождение иконы подтверждают и место ее находки — город Крестцы, расположенный недалеко от Новгорода, и ее художественные особенности, типичные для иконописи древнего Новгорода: красочность и декоративность, монументализация образов, берущая начало во фресках домонгольской Руси. К характерным чертам новгородского искусства относится и ярко выраженное графическое начало. Оно явственно проступает в разработке складок одежд, в рельефе сосредоточенных ликов святых, усиленных белильными пробелами, в палеографии белильных надписей. По мнению ряда исследователей, икона была создана в одной мастерской (или даже одним мастером) с иконой «Спас на престоле с избранными святыми на полях» (конец XIII века, ГТГ), также обнаруженной в городе Крестцы.
Н. В. Пивоварова // Святая Русь. СПб, 2011. С. 180.