Ушаков Симон (Пимен) Фёдорович

Христос Вседержитель


1663

Дерево, темпера, левкас, паволока, доска цельная, две врезные встречные шпонки. 30 × 25 × 2,5


Исследователи второй половины XIX — первой трети XX столетия писали о Симоне Ушакове как о центральной фигуре в истории русской иконописи второй половины XVII века, основателе так называемой школы Оружейной палаты. По происхождению Симон Ушаков был московским дворянином, а искусством, скорее всего, занимался с юных лет. В 1648-м его имя впервые упоминается в делопроизводственных документах царских мастерских. В то время он служил знаменщиком Серебряной палаты, создавал рисунки, по которым работали ювелиры и вышивальщицы, параллельно привлекался к государевым иконописным делам, исполнял иконы для частных лиц. Его ранние произведения из собрания Русского музея — «Богоматерь Владимирская» 1662 года из московского Сретенского монастыря и «Вседержитель» 1663 года — выполнены до поступления в штат царской иконописной мастерской, в возрасте не более 40 лет.

«Пантократор» из Русского музея выполнен по заказу окольничего Василия Семеновича Волынского († 1682). После смерти царя Алексея Михайловича он станет боярином (1676), даже возглавит на краткий срок Посольский приказ, а в период, когда Симон Ушаков писал для него эту икону, он был занят ведением мирных переговоров со шведами.

М. К. Каргер справедливо считал икону Пантократора «одним из предельных достижений нового, „живописного“ начала в творчестве Симона Ушакова». Христос показан на ней не как грозный владыка Вселенной. Напротив, идейное содержание образа соответствует тексту, который можно прочесть на иконе: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 9: 29). Его власть не от мира сего. Узкоплечий, с тонкими перстами, Спаситель смотрит прямо, но Его взгляд не встречается со взглядом молящегося. Мягкие вьющиеся локоны и большие очи с длинными ресницами придают Его образу интонацию сокровенности и трогательности.

В произведении соединились глубина смысла и совершенство художественного воплощения. Мастерски исполнены графья, подготовительный кистевой рисунок и завершающие слои моделировки. Колорит построен на сочетании оттенков розового, зеленого и голубого. Благодаря плавным светотеневым переходам свет на хитоне и гиматии Христа кажется переливающимся, а Его лик и руки — излучающими сияние.

Надпись золотом на нижнем поле: «7171 (1663) год(у) писал зограф Пимин зовомыи Симон Феодоров с(ы)н Ушаков по обещанию околничего Василия Семеновича Волынского».

П. В. Западалова.  «Живоподобный» стиль в произведениях изографов Оружейной палаты и ее круга // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 63-64.

К иконе относится золотой оклад с эмалью.

Реставрирована в ГРМ в 1935 И. И. Тюлиным, в 1937 – Я. В. Сосиным, в 1954 – Н. В. Перцевым

Ушаков Симон (Пимен) Фёдорович
1626, Москва — 25 июня 1686, Москва

Иконописец, царский изограф.
Начал работать в Оружейной палате в 1648, в числе мастеров серебряной палаты, с 1664 возглавил иконописную палату. Расписывал храмы и создавал книжные миниатюры, был гравером, писал парсуны (портреты). Теоретик искусства, автор трактата по иконописи "Слово к люботщателям иконного писания", где подчеркивалась художественная, эстетическая сторона иконы. Стоял во главе движения, которое вело к разрыву с древнерусской иконописной традицией. Первым среди русских иконописцев пытался освоить приемы западноевропейской живописи – объемную моделировку формы и прямую перспективу.

Ushakov Simon (Pimen)

Христос Вседержитель


1663

Wood, tempera, gesso, pavoloka, , .


Исследователи второй половины XIX — первой трети XX столетия писали о Симоне Ушакове как о центральной фигуре в истории русской иконописи второй половины XVII века, основателе так называемой школы Оружейной палаты. По происхождению Симон Ушаков был московским дворянином, а искусством, скорее всего, занимался с юных лет. В 1648-м его имя впервые упоминается в делопроизводственных документах царских мастерских. В то время он служил знаменщиком Серебряной палаты, создавал рисунки, по которым работали ювелиры и вышивальщицы, параллельно привлекался к государевым иконописным делам, исполнял иконы для частных лиц. Его ранние произведения из собрания Русского музея — «Богоматерь Владимирская» 1662 года из московского Сретенского монастыря и «Вседержитель» 1663 года — выполнены до поступления в штат царской иконописной мастерской, в возрасте не более 40 лет.

«Пантократор» из Русского музея выполнен по заказу окольничего Василия Семеновича Волынского († 1682). После смерти царя Алексея Михайловича он станет боярином (1676), даже возглавит на краткий срок Посольский приказ, а в период, когда Симон Ушаков писал для него эту икону, он был занят ведением мирных переговоров со шведами.

М. К. Каргер справедливо считал икону Пантократора «одним из предельных достижений нового, „живописного“ начала в творчестве Симона Ушакова». Христос показан на ней не как грозный владыка Вселенной. Напротив, идейное содержание образа соответствует тексту, который можно прочесть на иконе: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 9: 29). Его власть не от мира сего. Узкоплечий, с тонкими перстами, Спаситель смотрит прямо, но Его взгляд не встречается со взглядом молящегося. Мягкие вьющиеся локоны и большие очи с длинными ресницами придают Его образу интонацию сокровенности и трогательности.

В произведении соединились глубина смысла и совершенство художественного воплощения. Мастерски исполнены графья, подготовительный кистевой рисунок и завершающие слои моделировки. Колорит построен на сочетании оттенков розового, зеленого и голубого. Благодаря плавным светотеневым переходам свет на хитоне и гиматии Христа кажется переливающимся, а Его лик и руки — излучающими сияние.

Надпись золотом на нижнем поле: «7171 (1663) год(у) писал зограф Пимин зовомыи Симон Феодоров с(ы)н Ушаков по обещанию околничего Василия Семеновича Волынского».

П. В. Западалова.  «Живоподобный» стиль в произведениях изографов Оружейной палаты и ее круга // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 63-64.

К иконе относится золотой оклад с эмалью.

Реставрирована в ГРМ в 1935 И. И. Тюлиным, в 1937 – Я. В. Сосиным, в 1954 – Н. В. Перцевым

Ushakov Simon (Pimen)
1626, Москва — 25 июня 1686, Москва

Synonymous with an important period in the history of Muscovite painting in the seventeenth century and the activities of the Armoury icon-painting workshop. Began working at the Armoury as a silversmith (1648). Following his appointment as royal icon-painter (1664), took over as head of the icon-painting section and remained there until his death (1686). An engraver and icon-painter, he also decorated the interiors of churches and created book miniatures. Painted parsuni (portraits) of Tsar Alexis Mikhailovich, decorated palace fittings, compiled an album entitled Alphabet of the Arts and wrote a treatise on icon-painting. First in the history of Russian icon-painting to employ such devices of West European art as volumetric modelling of form and perspective. 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library