Иванов А. И.

Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей


1812

Холст, масло. 285 х 205

Пост. в 1897 из ИАХ


А.И.Иванов – из представителей русской академической школы конца ХVIII – начала ХIХ в. Он создавал произведения на исторические, мифологические, библейские сюжеты. В его наиболее значительных произведениях воплотилась идея гражданственности и патриотизма.  Сюжет данной картины описан в летописи. Согласно ей в 6530 (1022) году в поход против касогов выступил тмутараканский князь Мстислав Владимирович «Храбрый». Узнав об этом, верховный князь адыгского союза Редедя, обладавший большой физической силой, вышел навстречу неприятелю. Оба войска встретились на территории племени сагинов, граничивших с Тмутараканской Русью. Редедя предложил Мстиславу, во избежание кровопролития, решить дело поединком на условиях, что победивший возьмёт семью, землю и всё, включая жизнь побеждённого. В ходе единоборства Мстислав начал терять силы, но в итоге всё-таки сумел одержать победу над Редедей. Повергнув своего соперника, Мстислав убил его. Впоследствии Мстислав приписывал свою победу заступничеству Богородицы, которой молился во время боя. 

Произведение построено с соблюдением всех норм классицистического искусства: уравновешенная композиция, в которой две центральные фигуры атлетов составляют условный треугольник в центре полотна, локальные цветовые контрасты, четкость контуров и резкая светотеневая моделировка объемов – все это способствует однозначному прочтению зрителем сюжета и акцентирует внимание на его главных героях. Художник изображает завершающий этап борьбы, исхода которой ожидают войска на заднем плане: Мстислав стоит над поверженным косожским князем, и образ Славы парит над его головой. Таким образом, художник в своеобразной аллегорической форме откликался на события, происходившие спустя 790 лет, в 1812, когда войска Наполеона вторглись на территорию России. За это полотно в год его написания А.И.Иванов получил звание профессора, в сопроводительных документах записано: "Картина представляет сражение русского воина с печенегом, победа которого доставила потомству имя Переяславля". По мнению исследователей, данный сюжет взят из "Древней Российской истории" М.В.Ломоносова и отражен в «Слове о полку Игореве». В 1943 обращение к этому событию стало поводом для Николая Рериха говорить о коренном переломе, происшедшем в ходе Великой Отечественной войны ("Единоборство Мстислава с Редедей", 1943. Ж-7088. ГРМ). 



Иванов Андрей Иванович
1775, Москва – 12.07.1848, Санкт-Петербург

Живописец, автор исторических картин, портретист.
Отец А.А. и С.А. Ивановых. С 1782 – воспитанник Императорской Академии художеств (ИАХ) (поступил из Московского воспитательного дома), в 1790-х учился у Г.И. Угрюмова. В 1797 за программу «Ной при выходе из ковчега приносит жертву Богу» получил первую золотую медаль, в том же году – аттестат 1-й степени и был оставлен пенсионером при ИАХ. 1800 – назначенный, 1803 – академик за картину «Адам и Ева с детьми под деревом». 1812 – профессор, 1821–1831 – старший профессор, 1806–1831 – советник ИАХ. В 1831 уволен из ИАХ по личному распоряжению Николая I. Писал образа для домовой церкви Архистратига Михаила Михайловского замка, Казанского собора в Петербурге.

Ivanov A. I.

The Monomachy of Prince Mstislav the Daring and Prince Rededia of the Adyghes


1812

Oil on canvas.


Andrei Ivanov is a representative of Russian academic school of the late 18th century – early 19th century. He created paintings on historical, mythological and biblical subjects. In his most significant works he embodied the idea of citizenship and patriotism. The plot of the painting is described in the chronicles. According to the chronicles in a year of 6530 (1022) Mstislav Vladimirivich the Daring, Prince of Tmutorokan set out for fighting against the Kassogians. Having known about it the prime Prince of the Adyghe union Rededia came forward to meet the enemy. When both armies had met Rededia suggested that they could solve the battle by the monomachy and escape bloodshed. According to the conditions the winner would take the family, land and everything including the life of the conquered. While fighting Mstislav began to lose might but in the end he managed to defeat Rededia. Having defeated his rival Msticlav killed him. Afterwards, Mstislav attributed his victory to protection of Mother of God who he was praying during the fight. The painting is arranged by the rules of classicism: the composition is finely balanced in which two central figures of the athletes creates a conditional triangle in the centre of the canvas, local contrasts of colour and the use of chiaroscuro that suggests modelling of volumes. All these features enable the viewer to get the simple perception of the plot and accentuate the main characters. The artist depicts the final stage of the struggle and the troops shown in the background wait for the outcome of the monomachy. Mstislav stands over the defeated Kassogian Prince and the Fame hovers over his head. Depicting the events of the 11th century the artists responded in the allegorical form to the events of 1812 when the troops of Napoleon invaded in Russia. Andrei Ivanov was awarded the title of the professor for this painting.



Ivanov Andrei Ivanovich
1775, Moscow – 1848, St Petersburg

History painter, portraitist, draughtsman, iconpainter, lithographer, teacher. Studied at the Moscow Foundling Hospital (from 1778) and the Imperial Academy of Arts (from 1782). Awarded silver medals (1794, 1795) and first gold medal for Noah Offering a Sacrifice to God After Leaving the Ark (1797). Awarded first-class degree, fellowship and post of teacher of drawing at the Imperial Academy of Arts (1797). Nominated to the Imperial Academy of Arts (1800), academician of history painting for Adam and Eve Under a Tree After the Banishment from Paradise (1803). Assistant professor (1806), professor (1812), senior professor (1821). Member of the Free Society of Lovers of Writing, Science and Arts (1802).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library