Басин П. В.

Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели


1821

Холст, масло. 185 x 139,5


Сюжет картины был подсказан Басину фреской с тем же названием из Геркуланума. Однажды, блуждая по полям Фригии, фавн Марсий нашел тростниковую флейту. Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею самой флейте обезображивает ее божественно прекрасное лицо. Афина прокляла свое изобретение, сказав, что тот, кто поднимет эту флейту, будет жестоко наказан. Не зная о словах Афины, Марсий поднял флейту и вскоре научился так хорошо играть на ней, что все заслушивались этой незатейливой музыкой. Марсий возгордился и вызвал самого покровителя музыки Аполлона на состязание. Аполлон явился на вызов. Марсий не смог извлечь из флейты такие дивные звуки, какие слетали с золотых струн кифары предводителя муз Аполлона — Аполлон победил. Разгневанный дерзким вызовом, он велел повесить за руки несчастного Марсия и содрать с него кожу. Так поплатился Марсий за свою смелость. Кожу его повесили в гроте во Фригии и рассказывали потом, что она всегда начинала двигаться, словно танцевала, когда долетали до грота звуки фригийской тростниковой флейты, и оставалась неподвижной, когда раздавались величавые звуки кифары.

Басин Петр Васильевич
1793, Санкт-Петербург - 1877, там же

Живописец. Автор религиозных, исторических и пейзажных композиций, монументалист, гравер.

Сын петербургского чиновника. С 1811 посещал рисовальные классы при Академии художеств (далее ИАХ) как посторонний художник. В 1813 получил малую и большую серебряные медали. С 1816 занимался живописью у В. К. Шебуева. В 1818 за картину "Христос изгоняет из Иерусалимского храма торгующих" был включен в число пенсионеров ИАХ для поездки в Италию. С 1819 по 1830 жил в Италии, где выполнил копии с ватиканских фресок Рафаэля "Изведение апостола Петра из темницы" (1827, Музей Академии Художеств), "Больсенская месса" (1828, там же) и копию с картины Доминикино "Причащение Св. Иеронима" (там же). Написал картины "Разбойник, похищающий девушку от ее матери", "Фраскатанские прачки", портреты М. Я. Нарышкиной и семьи князя С. И. Гагарина (ИРЛИ), С. Ф. Щедрина (ГТГ), а также ряд пейзажей. В 1830 вернулся в Петербург. В 1831 был признан академиком и зачислен в штат ИАХ. В 1836 получил звание профессора 2-й степени, в 1846 - 1-й степени, в 1856 - заслуженного; преподавал в ИАХ до 1869. Совместно с А. П. Сапожниковым перевел на русский язык "Анатомию для живописцев и скульпторов" Ж. Дель-Медико (СПб, 1832). В 1832-1833 выполнил живописный плафон "Аполлон и музы" для Пименовского зала ИАХ, одновременно начал работу над убранством академической церкви Св. Екатерины, которую завершил в 1837. Участвовал в восстановительных работах в Зимнем дворце после пожара 1837: написал около 40 мифологических фигур (часть для Помпейской галереи), портреты И. И. Дибича-Забалканского и М. И. Кутузова-Смоленского (плафон фельдмаршальского зала), а также плафон "Вознесение Христа" для дворцовой церкви. Выполнил композиции в Казанском соборе (1837-1839) - "Введение Богородицы во храм" (для алтаря), в Исаакиевском соборе (1843-1846, 1853-1856) - "Нагорная проповедь" (над южными дверьми), "Господь Саваоф, несомый ангелами" и "Взятие Богородицы на небо" (два плафона в куполах боковых приделов); закончил начатый К. П. Брюлловым купольный плафон "Ангелы, возносящие Богородицу на небо". Последней крупной работой художника стали эскизы и картоны к росписи тамбура главного купола храма Христа Спасителя в Москве (1867-1868), позднее осуществленной академиком живописи Н. А. Кошелевым под руководством Басина.

Basin P. V.

Faun Marsyas Teaches Olympus to Play the Flute


1821

Oil on canvas.


A Herculaneum fresco of the same name gave Basin the idea of the subject for the painting. One day, wandering through the fields of Phrygia, Faun Marsyas found a reed flute. It was thrown away by the goddess Athena, who noticed that the game on the flute of her own invention disfigures her divinely beautiful face. Athena cursed her invention, saying that the one to pick up the flute would be severely punished. Not knowing the words of Athena, Marsyas picked up the flute and soon learned to play it so well that everyone fell in love with this unpretentious music. Marsyas became too proud and threw the gauntlet to the patron of music Apollo himself. Apollo took his challenge. Marsyas could not make the flute’s sound so wondrous as was the music that flew from the golden strings of the cithara owned by Apollo the leader of the muses, – so Apollo won. Angry with the faun’s defiant challenge, Apollo ordered to hang the unfortunate Marsyas by the hands and skin him. Thus Marsyas paid for his hubris. His skin was hung in a grotto in Phrygia, and it was told that it always began to move, as if dancing, when the sounds of a Phrygian reed flute reached the grotto, and remained motionless when the majestic sounds of a cithara were heard.

Basin Pyotr Vasilievich
1793, St Petersburg — 1877, St Petersburg

Painter, author of religious, historical and landscape compositions, monumentalist, engraver. Born to the family of a Petersburg civil servant. Attended the drawing classes at the Imperial Academy of Arts (from 1811). Awarded minor and major silver medals (1813). Studied painting under Vasily Shebuyev (from 1816). Lived in Italy (1819–1930). Returned to St Petersburg in 1830. Academician of painting (1831). Second-class  professor (1836), first-class professor (1846), professor emeritus (1856). Professor of the Academy of Arts (till 1869).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library