Романтизм, зародившись в России в начале XIX века, видоизменяясь, прожил довольно долгую жизнь, сочетаясь с другими течениями и направлениями. В 1820-е снова в моду вошел так называемый парадный портрет, королем которого в русском искусстве первой половины XIX века, бесспорно, был Карл Брюллов (1799–1852). В его творческом наследии немало эффектных портретов. Незаконченное изображение Юлии Самойловой, удаляющейся с бала, – один из шедевров мастера. Это не просто парадный портрет. Это картина-символ, олицетворение маскарадности жизни с ее реальностью, нередко скрытой от посторонних глаз.

Карл Брюллов – знаменитый в России портретист, автор росписей и их идей в нескольких центральных соборах и церквах Петербурга – прославился прежде всего как исторический живописец. Приехав в Италию в 1823 году, Брюллов начал поиски темы для исторического полотна. Сюжет картины „Последний день Помпеи“ (1833) – важнейшего произведения не только в творчестве Брюллова, но и во всей русской живописи – был подсказан художнику его старшим братом, Александром, занимавшимся в качестве архитектора зарисовками раскопок в Помпеях. Брюллов работал над полотном более пяти лет, исполнив множество набросков и несколько живописных эскизов. „Последний день Помпеи“ относится к числу редких для России завершенных романтических замыслов на исторический сюжет. В яркой живописной форме Брюллов воплотил излюбленную романтиками тему трагедии. Поведение и состояние жителей Помпеи в роковой момент – главная сюжетная линия произведения. Решая ее в мажорном эмоциональном и колористическом ключе, художник придает трагедии возвышенное звучание.

Иван Айвазовский (1817–1900) оставил множество картин о море, созданных, как правило, фантазией и воображением на основе реальных наблюдений морской стихии. В собрании Русского музея около сорока живописных полотен Айвазовского, относящихся к разным периодам его жизни. „Девятый вал“ (1850) – одна из лучших картин художника, искреннее воплощение романтического понимания драмы и вечной надежды на победу человека над стихией.

Айвазовский И. К.

Берег моря. Штиль

1843

Айвазовский И. К.

Русская эскадра на Севастопольском рейде

1846

Айвазовский И. К.

Вид Одессы в лунную ночь

1846

Айвазовский И. К.

Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала...

1846

Айвазовский И. К.

Вид Константинополя

1846

Айвазовский И. К.

Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с...

1848

Айвазовский И. К.

Девятый вал

1850

Айвазовский И. К.

Волна

1889

Алексеев Ф. Я.

Вид города Бахчисарая

Между 1798 и 1800

Брюллов К. П.

Нарцисс, смотрящийся в воду

1819

Брюллов К. П.

Портрет молодого человека

1820-е

Брюллов К. П.

Портрет Александра Павловича Брюллова

Сер. 1820-х

Брюллов К. П.

Явление Божие Аврааму у дуба мамврийского в виде трех ангелов

1821

Брюллов К. П.

Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)

1827

Брюллов (Брюлло) Карл Павлович

Портрет К. А. и М. Я. Нарышкиных

1827

Брюллов К. П.

Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя

1827

Брюллов (Брюлло) Карл Павлович

Сон бабушки и внучки

1829

Брюллов К. П.

Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией

1830

Брюллов К. П.

Портрет Джузеппе Капечелатро

1-я половина 1830-х

Брюллов К. П.

Портрет Е. И. Тон

2-я пол. 1830-х

Брюллов (Брюлло) Карл Павлович

Сон монашенки

1831

Брюллов К. П.

Последний день Помпеи

1833

Брюллов К. П.

Автопортрет

1833

Брюллов (Брюлло) Карл Павлович

Портрет светлейшей княгини Е. П. Салтыковой (урожденной Строгановой)

1833-1835

Брюллов К. П.

Смерть Инессы де Кастро, морганатической жены португальского инфанта дона...

1834

Брюллов К. П.

Портрет О. П. Ферзен

1835

Брюллов К. П.

Портрет графа А.К. Толстого в юности

1836

Брюллов К. П.

Портрет графа А. А. Перовского (писателя Антона Погорельского)

1836

Брюллов К. П.

Распятие

1838

Брюллов К. П.

Портрет сестер Шишмаревых

1839

Брюллов К. П.

Портрет Е. П. Салтыковой

1841

Брюллов К. П.

Портрет оперной певицы А. Я. Петровой, жены певца О. А. Петрова

1841

Брюллов К. П.

Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью...

Не позднее 1842

Брюллов К. П.

Портрет светлейшей княгини Марии Петровны Волконской

Не позднее 1842

Брюллов К. П.

Автопортрет

1849 (?)

Брюллов Александр Павлович

Портрет В. А. Перовского

1824

Брюллов А. П.

Автопортрет

1830

Витали И. П.

Венера

1852

Гальберг С.И.

Начало музыки

1825

Демут-Малиновский В. И.

Портрет товарища министра народного просвещения, попечителя Московского...

Конец 1810-х гг.

Орловский (Смирнов) Б. И.

Фавн и вакханка

1837

Орловский (Смирнов) Б. И.

Фавн, играющий на сиринге

1838

Орловский (Смирнов) Б. И.

Парис

1838

Ставассер П. А.

Мальчик, удящий рыбу (Рыбачок)

1839
0%