Благоприятные условия для расширения творческих возможностей русских пейзажистов появились благодаря утверждению эстетики романтизма в первой трети XIX века. Культ иррационального и субъективного, интерес к исключительным и переходным состояниям природы подталкивал живописцев к поиску новых пейзажных мотивов. Первоначально изменения коснулись изображений итальянской природы, столь почитаемой русскими пейзажистами первой половины XIX века. На смену простым и описательным «экзотическим» видам вулкана Везувий или водопада в Тиволи приходили сложные художественные образы, отличавшиеся загадочной и таинственной трактовкой обычных для Апеннинского полуострова мест. Так, певец природы итальянского юга Сильвестр Щедрин избрал ночной пейзаж одной из главных тем в своем творчестве последних лет. Убегающая лунная дорожка в его картине «Неаполь в лунную ночь. Виа Партенопе и Кастелло дель Ово» (Ж-5114) — свидетельство поистине поэтического дара автора живописных гаваней и заливов. Щедрин обращается к характерному для романтизма эмоциональному изобразительному языку. Посредством контрастного сопоставления холодного света серебристой луны и пламени костра художник добивается драматического звучания морского прибрежного пейзажа. Напряжение запечатленного мгновения усиливается беспокойным рисунком подсвеченных облаков и темных туч. Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 5-6.
Представлен вид неаполитанской набережной с запада на восток. В центре – Виа Партенопе – улица, по которой был проезд от Королевского сада к набережной Санта-Лючия. Выше – дома на холме Пиццофальконе и купол церкви Сан Франческо ди Паола. Справа – Кастелло дель Ово. Картина известна в четырех вариантах.
В последние годы жизни, продолжая свои живописные поиски, Щедрин писал много ночных пейзажей. Большинство из них — небольшие работы, где художник с особым лиризмом передавал мягкий лунный свет, преображающий привычные пейзажи. Однако к концу жизни в его творчестве усиливается драматическое начало. От почти классической ясности мироощущения в своих ранних работах Щедрин переходит к более драматическому осознанию бытия.
Известная в нескольких вариантах картина «Неаполь в лунную ночь» — сложное по композиции полотно, где художник решает непростую живописную задачу — сочетания холодного света луны с пламенем горящего костра. При этом он передает и свойственную жизни ночного города общую атмосферу тревоги и напряженности, создавая произведение, проникнутое ярко выраженными романтическими настроениями. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 131.
Живописец-пейзажист.
Родился в Петербурге в семье скульптора Ф.Ф. Щедрина. Его первым учителем был дядя – С. Ф. Щедрин, профессор "ландшафтного класса" Академии. Учился в Императорской Академии художеств (с 1800) у М. М. Иванова и Ф. Я. Алексеева (1806–1811). В 1811 оставлен в Академии "для усовершенствования". Работал в Риме как пенсионер Академии (с 1818), совершая поездки в Неаполь, где окончательно поселился в 1825. В летние месяцы жил и работал в окрестностях Неаполя – Сорренто, Амальфи, Капри. Один из наиболее одаренных русских пейзажистов. Выработал свой собственный тип пейзажа. Часто варьируя один и тот же мотив, художник создал серии пейзажей "Новый Рим", "Водопады в Тиволи", "Веранды и гроты". Одним из первых в европейском искусстве серьезно заинтересовался проблемами пленэра. Его искусство оказало влияние на формирование неаполитанской "школы Позилиппо".
Presents a view of Naples waterfront from west to east. In the centre there is via Partenope – the street, which was a passage from the Royal gardens to the waterfront of Santa Lucia. Above we see the houses on the hill Pizzofalcone and the dome of the Church of San Francesco di Paola. On the right appears Castel dell'Ovo. The painting is known in four versions.
In the last years of his life, continuing his artistic explorations, Sylvester Schedrin painted many nocturnal landscapes. The majority of them are small works, in which the artist transforms ordinary landscapes by portraying the gentle moonlight with poetic lyricism. Towards the end of his life, however, the dramatic basis intensified in his art. From the almost Neoclassical clarity of outlook in his early works, Schedrin switched to a more dramatic treatment of existence.
Existing in several versions, Naples on a Moonlit Night has a complicated composition, in which the artist resolves a difficult pictorial task — how to combine the cold light of the moon with the flame of a burning fire. He also portrays the general atmosphere of alarm and tension typical of the nocturnal life of a town, creating a canvas perforated with brightly expressed Romantic moods. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 131.
Painter, landscapist. Son of Feodosius Schedrin, professor of sculpture at the Imperial Academy of Arts. Studied landscape painting under Mikhail Ivanov at the Imperial Academy of Arts (from 1800). Awarded a major gold medal (1811) and first-class certificate (1812). Remained at the Imperial Academy of Arts to perfect his art. Contributed to exhibitions of the Imperial Academy of Arts (1813-15, 1820, 1824, 1827) and the Society for the Encouragement of Artists (1826-27). Fellow of the Imperial Academy of Arts in Italy (1818). Settled in Rome. Lived in Naples (1819-20), Rome, Tivoli, Subiaco and Albano (1821-25) and Naples, Sorrento, Amalfi and Capri (1825-30). Travelled across north Italy and Switzerland (1829). Died and buried in Sorrento (1830).