Басин П. В.

Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада


1828

Холст, масло. 286 х 359,5

Пост. в 1897 из ИЭ, где находилась с 1850; ранее (с 1833 по 1850) - в МАХ; ранее (1828-1833) - в собр. художника


Художник обратился к сюжету из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха. В истории Алкивиада, племянника правителя древних Фив Перикла, Плутарх пишет: «Еще будучи подростком он – Алкивиад – принимал участие в экспедиции против Потидеи, жил в одной палатке с Сократом и стоял рядом с ним в боях. В одной жаркой битве они оба отличились: Алкивиад был ранен, Сократ прикрыл его, защитил и спас ему на виду у всех жизнь и оружие». Работа свидетельствует о профессионализме и о внушительной эрудиции автора, несколько затмевающей вдохновение; так фигуры раненого Алкивиада и поверженного воина, как бы зеркально отражающие друг друга, восходят к античному прототипу – римской скульптуре «Умирающий галл». За эту картину Басин в 1831 получил звание академика.

Битва при Потидее происходила в 430 до н. э. в ходе первой Пелопоннесской войны. Алкивиад (451–404 до н. э.) — ученик Сократа, впоследствии выдающийся афинский государственный деятель и полководец.

Басин Петр Васильевич
1793, Санкт-Петербург - 1877, там же

Живописец. Автор религиозных, исторических и пейзажных композиций, монументалист, гравер.

Сын петербургского чиновника. С 1811 посещал рисовальные классы при Академии художеств (далее ИАХ) как посторонний художник. В 1813 получил малую и большую серебряные медали. С 1816 занимался живописью у В. К. Шебуева. В 1818 за картину "Христос изгоняет из Иерусалимского храма торгующих" был включен в число пенсионеров ИАХ для поездки в Италию. С 1819 по 1830 жил в Италии, где выполнил копии с ватиканских фресок Рафаэля "Изведение апостола Петра из темницы" (1827, Музей Академии Художеств), "Больсенская месса" (1828, там же) и копию с картины Доминикино "Причащение Св. Иеронима" (там же). Написал картины "Разбойник, похищающий девушку от ее матери", "Фраскатанские прачки", портреты М. Я. Нарышкиной и семьи князя С. И. Гагарина (ИРЛИ), С. Ф. Щедрина (ГТГ), а также ряд пейзажей. В 1830 вернулся в Петербург. В 1831 был признан академиком и зачислен в штат ИАХ. В 1836 получил звание профессора 2-й степени, в 1846 - 1-й степени, в 1856 - заслуженного; преподавал в ИАХ до 1869. Совместно с А. П. Сапожниковым перевел на русский язык "Анатомию для живописцев и скульпторов" Ж. Дель-Медико (СПб, 1832). В 1832-1833 выполнил живописный плафон "Аполлон и музы" для Пименовского зала ИАХ, одновременно начал работу над убранством академической церкви Св. Екатерины, которую завершил в 1837. Участвовал в восстановительных работах в Зимнем дворце после пожара 1837: написал около 40 мифологических фигур (часть для Помпейской галереи), портреты И. И. Дибича-Забалканского и М. И. Кутузова-Смоленского (плафон фельдмаршальского зала), а также плафон "Вознесение Христа" для дворцовой церкви. Выполнил композиции в Казанском соборе (1837-1839) - "Введение Богородицы во храм" (для алтаря), в Исаакиевском соборе (1843-1846, 1853-1856) - "Нагорная проповедь" (над южными дверьми), "Господь Саваоф, несомый ангелами" и "Взятие Богородицы на небо" (два плафона в куполах боковых приделов); закончил начатый К. П. Брюлловым купольный плафон "Ангелы, возносящие Богородицу на небо". Последней крупной работой художника стали эскизы и картоны к росписи тамбура главного купола храма Христа Спасителя в Москве (1867-1868), позднее осуществленной академиком живописи Н. А. Кошелевым под руководством Басина.

Basin P. V.

Socrates Defending Alcibiades at the Battle ot Potidæa


1828

Oil on canvas. 286 х 359,5


In this painting, Pyotr Basin treats a subject from Plutarch’s “Parallel Lives”. In the story of Alcibiades, who was the nephew of Pericles, the ruler of the ancient Thebes, Plutarch writes: “Whilst he was still a very young man, Alcibiades served as a soldier in the campaign of Potidæa. He shared a tent with Socrates and stood together in battle. During a fierce battle, in which both of them distinguished themselves, Alcibiades fell wounded and Socrates threw himself before him to protect him and, in the sight of all, saved his life and armour.

This painting shows the professionalism and the impressive knowledge of the artist, but also displays some of his hidden inspirations. Indeed, the representations of the wounded Alcibiades and the defeated warrior, who seem to mirror each other, derive from the antique archetype of the Roman sculpture "The Dying Gaul”. For this painting, Pyotr Basin received the title of academician in 1831.

The battle of Potidæa took place in 430 BC during the first Peloponnesian war. Alcibiades (451–404 BC) was Socrates’ pupil and later became an outstanding Athenian statesman and commander.

Basin Pyotr Vasilievich
1793, St Petersburg — 1877, St Petersburg

Painter, author of religious, historical and landscape compositions, monumentalist, engraver. Born to the family of a Petersburg civil servant. Attended the drawing classes at the Imperial Academy of Arts (from 1811). Awarded minor and major silver medals (1813). Studied painting under Vasily Shebuyev (from 1816). Lived in Italy (1819–1930). Returned to St Petersburg in 1830. Academician of painting (1831). Second-class  professor (1836), first-class professor (1846), professor emeritus (1856). Professor of the Academy of Arts (till 1869).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library