
В это же время <во второй половине XIX века> происходит усиление художественного эффекта в тех пейзажах, в которых живописцы смело используют, во-первых, выразительную светотень, а во-вторых — эмоциональную энергетику насыщенной цветовой гаммы. Первую группу произведений можно условно причислить к «традиционным» позднеромантическим изображениям природы. Почти монохромным и тяжеловесным кажется затененное пространство в раннем произведении Руфина Судковского «Днепровские лиманы перед грозой» (Ж-10466). В картине «Перед грозой» (Ж-7857), созданной мастером лесного пейзажа Иваном Шишкиным, эффектно выглядят на общем приглушенном фоне большие высветленные участки ландшафта. А одним из самых запоминающихся и обобщающих произведений в этом ряду стало живописное полотно «Притихло» (Ж-4392) Николая Дубовского. Сам художник пояснял: «Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии». Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 9-10.
Картина «Притихло» ‒ одно из самых известных и наиболее значительное произведение Николая Дубовского. При написании картины «Притихло» художник использовал этюд, написанный на Балтийском взморье. Николай Дубовской в одном из своих писем писал: «Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь своё ничтожество при приближении стихии. Это состояние в природе — тишина перед грозой — можно выразить одним словом „Притихло“. Это и есть название моей картины».
Полотно было закончено в начале 1890 года и представлено на 18-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, открывшейся в феврале того же года в Петербурге. Картина имела огромный успех; там же она была приобретена императором Александром III, оказавшись единственной картиной, купленной им на выставке. Картина находилась в Зимнем дворце, а затем, при образовании Русского музея, в 1897 году была передана в его коллекцию.
Одноименные повторения-варианты ‒ ГТГ, Полтавский художественный музей, Куйбышевский городской художественный музей, Ростовский областной музей изобразительных искусств, Государственный художественный музей Республики Беларусь (Минск).
Живописец, рисовальщик; пейзажист. Учился в Киевском кадетском корпусе. В 1877 поступил в ИАХ, учился у М. К. Клодта. В 1881 покинул ИАХ, отказавшись участвовать в конкурсе. Член ТПХВ с 1886. С 1889 — постоянный член совета ТПХВ и член его правления. С 1893 участник выставок "Кружка донских художников“ г. Новочеркасска. В 1898 получил звание академика пейзажной живописи. С 1900 — действительный член ИАХ. С 1909 преподавал в Академии, с 1911 — профессор-руководитель пейзажной мастерской ВХУ при ИАХ. Член Общества имени А. И. Куинджи.
В это же время <во второй половине XIX века> происходит усиление художественного эффекта в тех пейзажах, в которых живописцы смело используют, во-первых, выразительную светотень, а во-вторых — эмоциональную энергетику насыщенной цветовой гаммы. Первую группу произведений можно условно причислить к «традиционным» позднеромантическим изображениям природы. Почти монохромным и тяжеловесным кажется затененное пространство в раннем произведении Руфина Судковского «Днепровские лиманы перед грозой» (Ж-10466). В картине «Перед грозой» (Ж-7857), созданной мастером лесного пейзажа Иваном Шишкиным, эффектно выглядят на общем приглушенном фоне большие высветленные участки ландшафта. А одним из самых запоминающихся и обобщающих произведений в этом ряду стало живописное полотно «Притихло» (Ж-4392) Николая Дубовского. Сам художник пояснял: «Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии». Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 9-10.
Картина «Притихло» ‒ одно из самых известных и наиболее значительное произведение Николая Дубовского. При написании картины «Притихло» художник использовал этюд, написанный на Балтийском взморье. Николай Дубовской в одном из своих писем писал: «Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь своё ничтожество при приближении стихии. Это состояние в природе — тишина перед грозой — можно выразить одним словом „Притихло“. Это и есть название моей картины».
Полотно было закончено в начале 1890 года и представлено на 18-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, открывшейся в феврале того же года в Петербурге. Картина имела огромный успех; там же она была приобретена императором Александром III, оказавшись единственной картиной, купленной им на выставке. Картина находилась в Зимнем дворце, а затем, при образовании Русского музея, в 1897 году была передана в его коллекцию.
Одноименные повторения-варианты ‒ ГТГ, Полтавский художественный музей, Куйбышевский городской художественный музей, Ростовский областной музей изобразительных искусств, Государственный художественный музей Республики Беларусь (Минск).
Painter, teacher, landscapist. Studied at the Imperial Academy of Arts (1887–1881). Contributed to numerous national and international exhibitions. Academician (1898). Full member of the Imperial Academy of Arts (1900). Professor (from 1911, headed the landscape painting studio). Left by will a collection of paintings by Russian artists and a large number of paintings of his own to Novocherkassk.