Семирадский Г. И.

Фрина на празднике Посейдона в Элевзине


1889

Холст, масло. 390 x 763,5

Пост. в 1897 из Императорского Эрмитажа


Семирадский остался в истории русского и европейского искусства как вдохновенный певец античности. Незаурядное живописное мастерство художника, глубокое знание им древней археологии, умение соединить в произведении броскую эффектность исполнения с занимательностью темы неизменно привлекали зрителей к его полотнам. Сюжет картины заимствован художником из древнегреческой истории. Изображенное событие переносит нас в 364 год до нашей эры. Знаменитая своей красотой гетера Фрина, излюбленная модель скульптора Праксителя, изображает на одном из элевзинских празднеств богиню любви и красоты Афродиту. Под восхищенными взглядами собравшихся Фрина сбрасывает с себя одежды, чтобы, спустившись по ступеням, погрузиться в морские волны. Слева – поэты, воспевающие ее красоту, справа – народ, бросающий цветы к ногам девушки. О замысле своей картины Генрих Семирадский писал: «Я хотел запечатлеть восторг народа-художника при виде красивейшей женщины своего времени».

Сцена, построенная наподобие театральной, разворачивается на фоне пышной южной природы, напоенной солнцем. Разноликая яркая толпа, многочисленные предметы „античной роскоши“ сливаются на полотне в огромный натюрморт, где каждый предмет занимает строго определенное ему место. Выстраивая композицию, Семирадский стремился создать видимость реальности происходящего события. Тем не менее картина содержит в себе все типичные черты живописной системы позднего академизма.

Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 184-185.

Примечательно также, что идея создания в Петербурге музея национального искусства впервые стала достоянием общественности после посещения Александром III выставки Генриха Семирадского, с которой император купил «Фрину на празднике Посейдона в Элевзине».

 

   Генрих Семирадский. Фрина на празднике Посейдона. Е.В.Яковлева

Семирадский Генрих Ипполитович
1843, село Печенеги Харьковской губ. –1902, Стржалков Новорадомского уезда Петраковской губ., Польша
Живописец. Академик Императорской Академии художеств (с 1873).
Член Берлинской, Стокгольмской, Римской, Туринской академий художеств и член-корреспондент Парижской Академии изящных искусств. Кавалер ордена Почетного легиона.
Родился в с. Печенеги Харьковской губернии. Первоначальные художественные навыки получил в Харькове. В 1864 окончил Петербургский университет. Учился в Академии художеств у Б.П. Виллевальде и К.Б. Венига (1864-1870). Пенсионер Академии в Италии и Германии (1871-1877). Преподавал в Академии художеств, профессор. 
Автор картин на исторические, античные и религиозные сюжеты. Крупнейший представитель поздней академической живописи, идейный противник искусства критического реализма.

Siemiradzki H.

Phrine at the Festival of Poseidon at Eleusis


1889

Oil on canvas.


Семирадский остался в истории русского и европейского искусства как вдохновенный певец античности. Незаурядное живописное мастерство художника, глубокое знание им древней археологии, умение соединить в произведении броскую эффектность исполнения с занимательностью темы неизменно привлекали зрителей к его полотнам. Сюжет картины заимствован художником из древнегреческой истории. Изображенное событие переносит нас в 364 год до нашей эры. Знаменитая своей красотой гетера Фрина, излюбленная модель скульптора Праксителя, изображает на одном из элевзинских празднеств богиню любви и красоты Афродиту. Под восхищенными взглядами собравшихся Фрина сбрасывает с себя одежды, чтобы, спустившись по ступеням, погрузиться в морские волны. Слева – поэты, воспевающие ее красоту, справа – народ, бросающий цветы к ногам девушки. О замысле своей картины Генрих Семирадский писал: «Я хотел запечатлеть восторг народа-художника при виде красивейшей женщины своего времени».

Сцена, построенная наподобие театральной, разворачивается на фоне пышной южной природы, напоенной солнцем. Разноликая яркая толпа, многочисленные предметы „античной роскоши“ сливаются на полотне в огромный натюрморт, где каждый предмет занимает строго определенное ему место. Выстраивая композицию, Семирадский стремился создать видимость реальности происходящего события. Тем не менее картина содержит в себе все типичные черты живописной системы позднего академизма.

Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 184-185.

Примечательно также, что идея создания в Петербурге музея национального искусства впервые стала достоянием общественности после посещения Александром III выставки Генриха Семирадского, с которой император купил «Фрину на празднике Посейдона в Элевзине».

 

   Генрих Семирадский. Фрина на празднике Посейдона. Е.В.Яковлева

Siemiradzki Henryk
1843, Pechenegi (Kharkiv Province) - 7902, Strzalkov (Poland)

Painter, author of pictures on historical and religious subjects, portraitist, landscape painter. Studied physics and mathematics at the Kharkiv University (until 1864) and art at the Imperial Academy of Arts (1864-70; occasional student). Contributed to exhibitions at the Imperial Academy of Arts (from 1867). Fellow of the Imperial Academy of Arts in Germany and Italy (1871-77). Academician (1873), professor (1877). Awarded the Grand Prix at the World Exhibition in Paris and the Legion d''hon-neur  or The Luminaries of Christianity and La Femme ou la Coupe (1878). Councillor (1889) and full member of the Imperial Academy of Arts (1893). Member of the Academies of Arts of Berlin, Stockholm, Rome, Turin and Paris.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library