Творчество Антокольского формировалось под влиянием революционно-демократических идей 1860-х годов и было непосредственно связано с искусством передвижников. Произведения Антокольского всегда волновали современников актуальностью проблематики, черпал ли он свои темы из библейских и евангельских сказаний, или из национальной русской истории. Образ Христа скульптор трактует с позиций художника-демократа. Он показал Человека, страдающего за высокую идею народного блага. В этой статуе автор представляет Христа как историческое лицо, как реформатора, который восстал против фарисеев и саддукеев. Христос изображен в спокойной позе, со связанными сзади руками. На нем полосатый хитон, восточная шапочка, сандалии. Эти бытовые детали разрушили традиционный облик Христа, сложившийся в каноническом искусстве предшествующих эпох. По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он «представляется в XIX веке».
МАРК АНТОКОЛЬСКИЙ. "Христос перед судом народа". Библейский сюжет (студия «Неофит»)
Скульптор.
Обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя у Н. С. Пименова и И. И. Реймерса (1862-1870). В 1871 получил звание академика за статую «Иван Грозный» (гипс, Кенсингтонский музей, Лондон). Жил в Италии (1871-1877) и Франции (1877-1902), ежегодно приезжая в Россию. На Всемирной выставке в Париже был награжден золотой медалью и орденом Почетного легиона (1878). С 1880 – профессор, с 1893 – действительный член Императорской Академии художеств, а также почетный член Парижской, Берлинской и Урбинской Академий художеств. Среди наиболее известных произведений, хранящихся в Русском музее – статуи «Иван Грозный» (1871, бронза), «Христос перед судом народа» (1878, бронза), «Спиноза» (1882, мрамор), «Мефистофель» (1883, мрамор), «Ермак» (1891, бронза); портреты С.П. Боткина (1874, мрамор), И. С. Тургенева (1880, гипс), императрицы Марии Федоровны (1887, мрамор), императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (оба – 1896, мрамор). Созданные по его моделям монументы Петру I были установлены в Петергофе, Петербурге, Таганроге, Архангельске.
Antokolsky’s work was influenced by revolutionary and democratic ideas of the 1860s and was directly associated with the Wanderers’ movement. Whether it was by sculpting biblical themes, the Gospel stories or subjects from the Russian history, Antokolsky’s works always excited his contemporaries by their actual problems.
Antokolsky represented Christ in accordance to his convictions as a democrat.
Antokolsky depicted a Man in pain for the good cause: for the sake of the people. With this statue, the sculptor represented the Christ as a historical figure, a reformer, who stands against the Pharisee and the Sadducee. Christ is depicted in a calm posture with his hands tied behind his back. Christ wears a striped robe, an eastern hat and sandals. These trivial details destroyed the traditional image of Christ established by the canonical art of the previous times. According to the sculptor, his representation of Christ made the impression that he could “appear in the 19th century”.
The sculptor Mark Antokolsky moved to St Petersburg in 1862, where he studied under Nikolai Pimenov and Johann Reymers at the Imperial Academy of Arts. In 1871 he started work on his sculpture of Ivan the Terrible (plaster, Kensington Museum, London). During the early 1870s he lived in Italy, before moving to France in 1877, although he visited Russia every year. Antokolsky was awarded a gold medal and Légion d’honneur at the Exposition Universelle, Paris in 1878 and was later made a professor, then full member of the Imperial Academy of Arts, where he held solo exhibitions in 1880 and 1893. He was also an honorary member of Académie des Beaux-Arts in Paris, Akademie der Künste in Berlin and Accademia di Belle Arti in Urbino.