Ощущение гармонии усиливалось в тех изображениях, где уютный уголок комнаты становился местом духовного единения двух близких людей. <...> В такие редкие моменты жизни рождается «задумчивое счастье». А фоном для него могли быть звуки потрескивающих дров в печи – «Вечерняя сцена» (1866) Виктора Боброва, легкое шуршание газеты – «У тихой пристани» (1893) Иллариона Прянишникова, красивая мелодия – «Урок музыки» (1865) Николая Кошелева. В последнем произведении домашняя обстановка становится неотъемлемой частью собирательного образа творческой семьи, основанной на общих интересах супругов – Софьи Николаевны и Ивана Николаевича Крамских. Кривонденченков С. В. Ностальгия по настоящему // Дом и семья в русском искусстве XIX–XX веков. СПб, 2022. С. 6.
Изображен художник Иван Николаевич Крамской (1837–1887) с женой Софьей Николаевной Крамской (урожденной Прохоровой; 1840–1919). «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 331.
Весной 1864 года по примеру Артели Крамского в Петербурге возникла вторая Артель, состоящая из восьми художников, деятельность которой не получила до сих пор специального освещения, хотя она представляет собой немаловажный фактор в художественной жизни столицы середины шестидесятых годов и является одним из свидетельств подъема демократического искусства в то время. <...> Артель, несомненно, дала толчок творческой активности Н. А. Кошелева, создавшего в течение 1865 года семь картин, среди которых: «Офеня-коробейник», привлекший внимание новизной трактованного с большой наблюдательностью и теплотой сюжета из крестьянской жизни, а также навеянный творчеством Перова, не лишенный обличительных нот «Крестный ход» и одухотворенный портрет Крамского с женой («Урок музыки»), в котором ощущается атмосфера их духовной общности. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 21.
Живописец; жанрист, портретист, автор церковных росписей.
Около трех лет обучался у живописцев-ремесленников. Учился в Императорской Академии художеств (с 1860, вольнослушатель), в классе исторической живописи (1863-1865) у А.П. Маркова и Ф.А.Бруни. Участник выставок Академии художеств с 1862. Член Артели П. Крестоносцева (1864-1865). Классный художник 1-й степени (1865). Член Петербургской Артели художников (с 1865). Работал в храме Христа Спасителя в Москве (1865-1870-е). Исполнил 60 рисунков на темы русской истории (1865-1867). Академик (1873). Профессор (1878). Путешествовал по Европе (1878-1881), жил в Риме (1880-1881), предпринял путешествие на Ближний Восток и в Египет (1891). Реставрировал росписи в главном алтаре Исаакиевского собора (1882). Преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1880-1890-е).
Ощущение гармонии усиливалось в тех изображениях, где уютный уголок комнаты становился местом духовного единения двух близких людей. <...> В такие редкие моменты жизни рождается «задумчивое счастье». А фоном для него могли быть звуки потрескивающих дров в печи – «Вечерняя сцена» (1866) Виктора Боброва, легкое шуршание газеты – «У тихой пристани» (1893) Иллариона Прянишникова, красивая мелодия – «Урок музыки» (1865) Николая Кошелева. В последнем произведении домашняя обстановка становится неотъемлемой частью собирательного образа творческой семьи, основанной на общих интересах супругов – Софьи Николаевны и Ивана Николаевича Крамских. Кривонденченков С. В. Ностальгия по настоящему // Дом и семья в русском искусстве XIX–XX веков. СПб, 2022. С. 6.
Изображен художник Иван Николаевич Крамской (1837–1887) с женой Софьей Николаевной Крамской (урожденной Прохоровой; 1840–1919). «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 331.
Весной 1864 года по примеру Артели Крамского в Петербурге возникла вторая Артель, состоящая из восьми художников, деятельность которой не получила до сих пор специального освещения, хотя она представляет собой немаловажный фактор в художественной жизни столицы середины шестидесятых годов и является одним из свидетельств подъема демократического искусства в то время. <...> Артель, несомненно, дала толчок творческой активности Н. А. Кошелева, создавшего в течение 1865 года семь картин, среди которых: «Офеня-коробейник», привлекший внимание новизной трактованного с большой наблюдательностью и теплотой сюжета из крестьянской жизни, а также навеянный творчеством Перова, не лишенный обличительных нот «Крестный ход» и одухотворенный портрет Крамского с женой («Урок музыки»), в котором ощущается атмосфера их духовной общности. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 21.
Живописец; жанрист, портретист, автор церковных росписей.
Около трех лет обучался у живописцев-ремесленников. Учился в Императорской Академии художеств (с 1860, вольнослушатель), в классе исторической живописи (1863-1865) у А.П. Маркова и Ф.А.Бруни. Участник выставок Академии художеств с 1862. Член Артели П. Крестоносцева (1864-1865). Классный художник 1-й степени (1865). Член Петербургской Артели художников (с 1865). Работал в храме Христа Спасителя в Москве (1865-1870-е). Исполнил 60 рисунков на темы русской истории (1865-1867). Академик (1873). Профессор (1878). Путешествовал по Европе (1878-1881), жил в Риме (1880-1881), предпринял путешествие на Ближний Восток и в Египет (1891). Реставрировал росписи в главном алтаре Исаакиевского собора (1882). Преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1880-1890-е).