Декоративные в своей нарядной торжественности „Дубы“ (1900—1905) – художественная метафора мощи мироздания, извечных сил природы, которую художник преображает в соответствии со своим романтическим представлением о мире. В этой проникнутой эпическим духом, подчеркнуто архитектоничной, построенной на основе тщательного отбора природных форм картине художник концентрирует внимание на могучих деревьях, расположенных в центре поляны. Центричная композиция словно подчеркивает вековую устойчивость природы, а высокая точка зрения – ее пространственный размах.
Куиндживские дубы не просто стоят на земле, торжествуя во всей своей естественной красоте, как у И. И. Шишкина, но становятся центром Вселенной, одним из важных ее элементов. В произведении ощущается особый интерес к живописно-пластическим проблемам, свойственный искусству рубежного периода. Обобщенность форм, цветовой и композиционный ритм являются носителями эмоционального содержания. В трактовке дубов, кроны которых, сливаясь вместе, напоминают фантастическое, упирающееся в небо растение, ощущается скрытая напряженность, свойственная целому ряду работ Куинджи позднего времени.
Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.22.
Живописец пейзажист, педагог.
В 1895 устроил на своих крымских землях своеобразную «академическую дачу» для учеников. Постоянно работал вместе с учениками на пленэре. 1909 г. – инициатор создания Общества художников (впоследствии Общество им. А. И. Куинджи), оказывавшего поддержку художникам. Обществу завещаны: весь капитал, земли в Крыму и все имевшиеся произведения. 1910 г – орден Святого Станислава I степени. Совершил свою последнюю поездку в Крым.
Пейзажист лирико-романтического направления. Для искусства Куинджи характерны поиски новых средств выразительности живописи, прежде всего — новых возможностей передачи света, солнечного и лунного.
В настоящее время в Русском музее находится 202 живописные и 264 графические работы Куинджи. Среди них, наряду с поступившими в 1914 году пейзажами, такие капитальные полотна, как „Дубы“ (1900—1905), „Ночное“ (1905—1908), „Облака“ (1900—1905), „Крым“ (1900—1905). Все они, вместе с переданной из Мраморного дворца в 1928 году самой прославленной картиной „Лунная ночь на Днепре“, дают редкую возможность познакомиться с искусством выдающегося пейзажиста во всей недоступной другим собраниям полноте, проследить 40-летний творческий путь мастера и в полной мере почувствовать яркое своеобразие и новаторскую сущность его творчества.
Не получив систематического профессионального образования, Куинджи силой своего необыкновенного дарования открыл невиданные еще до него художественные средства для выражения и передачи в живописи эффектов освещения, сосредоточивая в них поэтический смысл образов природы, но оставаясь при всей их фантастической декоративности подлинным реалистом.
Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.7-8.
Декоративные в своей нарядной торжественности „Дубы“ (1900—1905) – художественная метафора мощи мироздания, извечных сил природы, которую художник преображает в соответствии со своим романтическим представлением о мире. В этой проникнутой эпическим духом, подчеркнуто архитектоничной, построенной на основе тщательного отбора природных форм картине художник концентрирует внимание на могучих деревьях, расположенных в центре поляны. Центричная композиция словно подчеркивает вековую устойчивость природы, а высокая точка зрения – ее пространственный размах.
Куиндживские дубы не просто стоят на земле, торжествуя во всей своей естественной красоте, как у И. И. Шишкина, но становятся центром Вселенной, одним из важных ее элементов. В произведении ощущается особый интерес к живописно-пластическим проблемам, свойственный искусству рубежного периода. Обобщенность форм, цветовой и композиционный ритм являются носителями эмоционального содержания. В трактовке дубов, кроны которых, сливаясь вместе, напоминают фантастическое, упирающееся в небо растение, ощущается скрытая напряженность, свойственная целому ряду работ Куинджи позднего времени.
Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.22.
Painter, landscapist. Studied at Hovhannes Aivazovsky's studio in Theodosia (1855). Worked as a retoucher in Mariupole, Odessa and St Petersburg (late 1850s-1860s). First-class artist (1878). Travelled across Russia and the Ukraine, Caucasus and Crimea. Visited France, Germany, Great Britain, Switzerland and Austria (1874-1875). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1875-1880). Professor (1892). Full member of the Imperial Academy of Arts (1893). Headed the landscape painting studio at the Imperial Academy of Arts (1894-1897).