Серия „Закатов“, как бы завершающая декоративные искания Куинджи, стала по своей живописной новизне в буквальном и переносном смысле одной из самых ярких страниц в его художественном наследии. В отличие от импрессионистов, художника волновала не погоня за мимолетным, а преследовала мысль о вечном. Сюита „Закатов“, поражающая небывалой в передвижническом пейзаже интенсивностью цвета, завершилась большим полотном „Красный закат“ (1905—1908, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). „Великий и вечный искатель новых колористических задач“, по словам А. Н. Бенуа, Куинджи стремится дать ощущение ослепительного закатного солнца. При этом он воспринимает его, прежде всего, как носителя своего рода космического огня, окрашивающего небо, землю и воду неземной, волшебной красотой. В некоторых куиндживских закатах возникает предчувствие тех красочных феерических образов, которые позднее будет создавать Н. К. Рерих с его космизмом, романтическими устремлениями и вместе с тем с реалистичностью изображения природы.
Продолжая разрабатывать необычную, начатую еще в „Вечере на Украине“ свето-цветовую систему, преображающую цветовую гамму пейзажа, Куинджи открывает на этом пути все новые возможности. При этом, стремясь приблизиться к силе цвета, существующего в природе, он ищет в закатах такие живописные отношения, в которых романтическое восприятие мира было бы одновременно и несомненной правдой, и поэтическим образом.
Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.24.
Куинджи Архип ИвановичЖивописец пейзажист, педагог.
В 1895 устроил на своих крымских землях своеобразную «академическую дачу» для учеников. Постоянно работал вместе с учениками на пленэре. 1909 г. – инициатор создания Общества художников (впоследствии Общество им. А. И. Куинджи), оказывавшего поддержку художникам. Обществу завещаны: весь капитал, земли в Крыму и все имевшиеся произведения. 1910 г – орден Святого Станислава I степени. Совершил свою последнюю поездку в Крым.
Пейзажист лирико-романтического направления. Для искусства Куинджи характерны поиски новых средств выразительности живописи, прежде всего — новых возможностей передачи света, солнечного и лунного.
В настоящее время в Русском музее находится 202 живописные и 264 графические работы Куинджи. Среди них, наряду с поступившими в 1914 году пейзажами, такие капитальные полотна, как „Дубы“ (1900—1905), „Ночное“ (1905—1908), „Облака“ (1900—1905), „Крым“ (1900—1905). Все они, вместе с переданной из Мраморного дворца в 1928 году самой прославленной картиной „Лунная ночь на Днепре“, дают редкую возможность познакомиться с искусством выдающегося пейзажиста во всей недоступной другим собраниям полноте, проследить 40-летний творческий путь мастера и в полной мере почувствовать яркое своеобразие и новаторскую сущность его творчества.
Не получив систематического профессионального образования, Куинджи силой своего необыкновенного дарования открыл невиданные еще до него художественные средства для выражения и передачи в живописи эффектов освещения, сосредоточивая в них поэтический смысл образов природы, но оставаясь при всей их фантастической декоративности подлинным реалистом.
Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.7-8.
Серия „Закатов“, как бы завершающая декоративные искания Куинджи, стала по своей живописной новизне в буквальном и переносном смысле одной из самых ярких страниц в его художественном наследии. В отличие от импрессионистов, художника волновала не погоня за мимолетным, а преследовала мысль о вечном. Сюита „Закатов“, поражающая небывалой в передвижническом пейзаже интенсивностью цвета, завершилась большим полотном „Красный закат“ (1905—1908, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). „Великий и вечный искатель новых колористических задач“, по словам А. Н. Бенуа, Куинджи стремится дать ощущение ослепительного закатного солнца. При этом он воспринимает его, прежде всего, как носителя своего рода космического огня, окрашивающего небо, землю и воду неземной, волшебной красотой. В некоторых куиндживских закатах возникает предчувствие тех красочных феерических образов, которые позднее будет создавать Н. К. Рерих с его космизмом, романтическими устремлениями и вместе с тем с реалистичностью изображения природы.
Продолжая разрабатывать необычную, начатую еще в „Вечере на Украине“ свето-цветовую систему, преображающую цветовую гамму пейзажа, Куинджи открывает на этом пути все новые возможности. При этом, стремясь приблизиться к силе цвета, существующего в природе, он ищет в закатах такие живописные отношения, в которых романтическое восприятие мира было бы одновременно и несомненной правдой, и поэтическим образом.
Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.24.
Kuindzhi Arkhip Ivanovich 1842, Mariupole - 1910, St PetersburgPainter, landscapist. Studied at Hovhannes Aivazovsky's studio in Theodosia (1855). Worked as a retoucher in Mariupole, Odessa and St Petersburg (late 1850s-1860s). First-class artist (1878). Travelled across Russia and the Ukraine, Caucasus and Crimea. Visited France, Germany, Great Britain, Switzerland and Austria (1874-1875). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1875-1880). Professor (1892). Full member of the Imperial Academy of Arts (1893). Headed the landscape painting studio at the Imperial Academy of Arts (1894-1897).