Начиная с 1880 художник был занят поисками образа Днепра. "Лунная ночь" — одно из самых впечатляющих его произведений. Картина способна восприниматься как прямая аналогия с творчеством Н. В. Гоголя. В ней воплотилась романтическая концепция образа южной природы. В основе уникальных художественных эффектов, особенно в передаче освещения — отраженного фосфорического сияния, озарившего реку, лежат поиски совершенно новых средств выразительности цвета, эксперименты в области составления и смешения красок. Картина не потеряла своего очарования и по сей день, хотя цветовая гамма ее значительно потемнела. Это говорит о том, что главное в ней — не иллюзорность, не обман зрения, а высокий строй поэтического чувства, ощущение величия мироздания, то "внутреннее", в котором видел смысл произведения художник. Картина была представлена на единственной в своем роде выставке одного произведения в Обществе поощрения художеств и произвела "невероятное впечатление". Однако вскоре после неслыханного успеха, сопутствовавшего картине, художник перестал экспонировать свои работы на выставках.
„Лунная ночь на Днепре“ – крупнейшее творческое достижение Куинджи. Куинджи достиг в своей новой картине до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения, заставив зрителя словно воочию убедиться в реальности лунного света, озарившего небосвод с грядами облаков и чуть колеблющуюся поверхность спокойно текущего Днепра. Это был высший взлет творчества художника. Погрузив природу в ночную тьму, сократив до минимума подробности, он дает как бы сжатое выражение поэтической ее сущности. Этому способствует высокая точность найденных образных средств: декоративных цветовых пятен, их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции. Требовательный к себе и чувствительный к малейшим погрешностям, мастер, вероятно, и сам был удовлетворен произведением. Не случайно единственный раз он поставил на картине не только год, но даже число – 5 сентября, – зафиксировав день окончания своего шедевра. Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.12-13.
Контраст света и тени был одним из главных изобразительных приемов Архипа Куинджи — самого популярного мастера эффектного пейзажа в русской живописи последней четверти XIX — начала XX века. Сравнивая его произведения «После дождя» (Ж-1520) или «Радуга» (Ж-1530) с аналогичными работами современников, нетрудно заметить необычайную выразительность пейзажных образов, построенных на контрастном сочетании больших светоносных и цветовых плоскостей. Четкая выверенная линия придавала монументальные черты большим живописным формам в крупноформатных полотнах «Облака» (ЖБ-774), «Крым» (ЖБ-775), «Ночное» (Ж-4196) и других. Однако, как справедливо отмечал Илья Репин, для Куинджи «свет — очарование, и сила света, его иллюзия были его целью». Это подтвердил феноменальный успех картины «Лунная ночь на Днепре» (Ж-4191), которой был посвящен столичный вернисаж 1880 года. Сила эффекта была настолько велика, что недоверчивые зрители заглядывали за холст в поисках специальной подсветки, а некоторые даже обвиняли автора в колдовстве. Но секрет скрывался в художественных приемах мастера и виртуозном использовании новых средств техники живописи, в частности асфальтовых красок. Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 10.
«Художник, солнце и лунный свет». Архип Куинджи.. Онлайн-курс «Я и картина» (17:42) |
Творческая мастерская "Цветная фантазия".. Онлайн-курс «Я и картина» (3:53) |
Живописец пейзажист, педагог.
В 1895 устроил на своих крымских землях своеобразную «академическую дачу» для учеников. Постоянно работал вместе с учениками на пленэре. 1909 г. – инициатор создания Общества художников (впоследствии Общество им. А. И. Куинджи), оказывавшего поддержку художникам. Обществу завещаны: весь капитал, земли в Крыму и все имевшиеся произведения. 1910 г – орден Святого Станислава I степени. Совершил свою последнюю поездку в Крым.
Пейзажист лирико-романтического направления. Для искусства Куинджи характерны поиски новых средств выразительности живописи, прежде всего — новых возможностей передачи света, солнечного и лунного.
В настоящее время в Русском музее находится 202 живописные и 264 графические работы Куинджи. Среди них, наряду с поступившими в 1914 году пейзажами, такие капитальные полотна, как „Дубы“ (1900—1905), „Ночное“ (1905—1908), „Облака“ (1900—1905), „Крым“ (1900—1905). Все они, вместе с переданной из Мраморного дворца в 1928 году самой прославленной картиной „Лунная ночь на Днепре“, дают редкую возможность познакомиться с искусством выдающегося пейзажиста во всей недоступной другим собраниям полноте, проследить 40-летний творческий путь мастера и в полной мере почувствовать яркое своеобразие и новаторскую сущность его творчества.
Не получив систематического профессионального образования, Куинджи силой своего необыкновенного дарования открыл невиданные еще до него художественные средства для выражения и передачи в живописи эффектов освещения, сосредоточивая в них поэтический смысл образов природы, но оставаясь при всей их фантастической декоративности подлинным реалистом.
Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.7-8.
Начиная с 1880 художник был занят поисками образа Днепра. "Лунная ночь" — одно из самых впечатляющих его произведений. Картина способна восприниматься как прямая аналогия с творчеством Н. В. Гоголя. В ней воплотилась романтическая концепция образа южной природы. В основе уникальных художественных эффектов, особенно в передаче освещения — отраженного фосфорического сияния, озарившего реку, лежат поиски совершенно новых средств выразительности цвета, эксперименты в области составления и смешения красок. Картина не потеряла своего очарования и по сей день, хотя цветовая гамма ее значительно потемнела. Это говорит о том, что главное в ней — не иллюзорность, не обман зрения, а высокий строй поэтического чувства, ощущение величия мироздания, то "внутреннее", в котором видел смысл произведения художник. Картина была представлена на единственной в своем роде выставке одного произведения в Обществе поощрения художеств и произвела "невероятное впечатление". Однако вскоре после неслыханного успеха, сопутствовавшего картине, художник перестал экспонировать свои работы на выставках.
„Лунная ночь на Днепре“ – крупнейшее творческое достижение Куинджи. Куинджи достиг в своей новой картине до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения, заставив зрителя словно воочию убедиться в реальности лунного света, озарившего небосвод с грядами облаков и чуть колеблющуюся поверхность спокойно текущего Днепра. Это был высший взлет творчества художника. Погрузив природу в ночную тьму, сократив до минимума подробности, он дает как бы сжатое выражение поэтической ее сущности. Этому способствует высокая точность найденных образных средств: декоративных цветовых пятен, их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции. Требовательный к себе и чувствительный к малейшим погрешностям, мастер, вероятно, и сам был удовлетворен произведением. Не случайно единственный раз он поставил на картине не только год, но даже число – 5 сентября, – зафиксировав день окончания своего шедевра. Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.12-13.
Контраст света и тени был одним из главных изобразительных приемов Архипа Куинджи — самого популярного мастера эффектного пейзажа в русской живописи последней четверти XIX — начала XX века. Сравнивая его произведения «После дождя» (Ж-1520) или «Радуга» (Ж-1530) с аналогичными работами современников, нетрудно заметить необычайную выразительность пейзажных образов, построенных на контрастном сочетании больших светоносных и цветовых плоскостей. Четкая выверенная линия придавала монументальные черты большим живописным формам в крупноформатных полотнах «Облака» (ЖБ-774), «Крым» (ЖБ-775), «Ночное» (Ж-4196) и других. Однако, как справедливо отмечал Илья Репин, для Куинджи «свет — очарование, и сила света, его иллюзия были его целью». Это подтвердил феноменальный успех картины «Лунная ночь на Днепре» (Ж-4191), которой был посвящен столичный вернисаж 1880 года. Сила эффекта была настолько велика, что недоверчивые зрители заглядывали за холст в поисках специальной подсветки, а некоторые даже обвиняли автора в колдовстве. Но секрет скрывался в художественных приемах мастера и виртуозном использовании новых средств техники живописи, в частности асфальтовых красок. Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 10.
«Художник, солнце и лунный свет». Архип Куинджи.. Онлайн-курс «Я и картина» (17:42) |
Творческая мастерская "Цветная фантазия".. Онлайн-курс «Я и картина» (3:53) |
Painter, landscapist. Studied at Hovhannes Aivazovsky's studio in Theodosia (1855). Worked as a retoucher in Mariupole, Odessa and St Petersburg (late 1850s-1860s). First-class artist (1878). Travelled across Russia and the Ukraine, Caucasus and Crimea. Visited France, Germany, Great Britain, Switzerland and Austria (1874-1875). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1875-1880). Professor (1892). Full member of the Imperial Academy of Arts (1893). Headed the landscape painting studio at the Imperial Academy of Arts (1894-1897).