17/29.01.1844, деревня Лопино близ Новой Ладоги Петербургской губернии – 18.11/01.12.1911, Петербург
Живописец; автор портретов и картин на бытовые темы. Сын крестьянина. Учился в иконописных мастерских (1855–1862) в Петербурге. Вольноприходящий ученик ИАХ (1863–1866). Золотая медаль „за экспрессию“ за картину „Больное дитя“ (1864, местонахождение неизвестно); большая серебряная медаль (1866); первая премия ОПХ за картину „Бабушкины сказки“ (1867). Член Артели П. А. Крестоносцева (1864–1865). Большая серебряная медаль и звание классного художника 3-й степени (1866); отказался от конкурса на большую золотую медаль и отправился в Тверскую губернию, в имение Голенищева-Кутузова учителем рисования. Летом 1866 совершил поездку по Волге. Классный художник 1-й степени за картины „Мечта о будущем“, „Бабушкины сказки“ и „Сборы на гулянье“ (1870). Член ТПХВ (с 1872). Академик (с 1878). Участник выставок ИАХ с 1864. (Н. Б.) //«Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 357.
Весной 1864 года по примеру Артели Крамского в Петербурге возникла вторая Артель, состоящая из восьми художников, деятельность которой не получила до сих пор специального освещения, хотя она представляет собой немаловажный фактор в художественной жизни столицы середины шестидесятых годов и является одним из свидетельств подъема демократического искусства в то время. Возникновение ее связано с именем талантливого В. М. Максимова, создавшего еще в первый год занятий в Академии (в декабре 1863 года) поразительный по смелости трактовки образа и живописной свободе «Автопортрет». Перед зрителем предстает новый тип художника-демократа, исполненного пафоса протеста и самоутверждения. Эмоциональный строй портрета, контрасты светотени, придающие образу своеобразную романтику, свободно экспрессивно положенные мазки навеяны были Максимову восхитившей его значительностью человеческих лиц и темпераментной манерой письма «Тайной вечерей» Ге. «Помнишь, как ты написал с себя портрет в зеркале, – вспоминал А. К. Дамберг, – с громадными волосищами, с выражением, как у демона. Писал громадной кистью и громадными мазками, для того чтобы лепку и смелость показать». Исполненный за три дня автопортрет – яркое свидетельство художественной одаренности Максимова. Тяга к психологизму породила многомерность созданного образа, в котором задор и бравада уживаются с глубокой серьезностью, окрашенной чуть заметной грустью. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 21.
Живописец.
Учился в Императорской Академии художеств (1863-1866) у А.Т. Маркова. Академик живописи (с 1878). Член Артели художников П.А. Крестоносцева (1864-1865), член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1872). Участник выставок: в Академии художеств (1860-е), Товариществе передвижных художественных выставок (1871-1901, 1904-1912); Всемирной в Париже (1878); Всероссийской в Москве (1882) и др.
17/29.01.1844, деревня Лопино близ Новой Ладоги Петербургской губернии – 18.11/01.12.1911, Петербург
Живописец; автор портретов и картин на бытовые темы. Сын крестьянина. Учился в иконописных мастерских (1855–1862) в Петербурге. Вольноприходящий ученик ИАХ (1863–1866). Золотая медаль „за экспрессию“ за картину „Больное дитя“ (1864, местонахождение неизвестно); большая серебряная медаль (1866); первая премия ОПХ за картину „Бабушкины сказки“ (1867). Член Артели П. А. Крестоносцева (1864–1865). Большая серебряная медаль и звание классного художника 3-й степени (1866); отказался от конкурса на большую золотую медаль и отправился в Тверскую губернию, в имение Голенищева-Кутузова учителем рисования. Летом 1866 совершил поездку по Волге. Классный художник 1-й степени за картины „Мечта о будущем“, „Бабушкины сказки“ и „Сборы на гулянье“ (1870). Член ТПХВ (с 1872). Академик (с 1878). Участник выставок ИАХ с 1864. (Н. Б.) //«Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 357.
Весной 1864 года по примеру Артели Крамского в Петербурге возникла вторая Артель, состоящая из восьми художников, деятельность которой не получила до сих пор специального освещения, хотя она представляет собой немаловажный фактор в художественной жизни столицы середины шестидесятых годов и является одним из свидетельств подъема демократического искусства в то время. Возникновение ее связано с именем талантливого В. М. Максимова, создавшего еще в первый год занятий в Академии (в декабре 1863 года) поразительный по смелости трактовки образа и живописной свободе «Автопортрет». Перед зрителем предстает новый тип художника-демократа, исполненного пафоса протеста и самоутверждения. Эмоциональный строй портрета, контрасты светотени, придающие образу своеобразную романтику, свободно экспрессивно положенные мазки навеяны были Максимову восхитившей его значительностью человеческих лиц и темпераментной манерой письма «Тайной вечерей» Ге. «Помнишь, как ты написал с себя портрет в зеркале, – вспоминал А. К. Дамберг, – с громадными волосищами, с выражением, как у демона. Писал громадной кистью и громадными мазками, для того чтобы лепку и смелость показать». Исполненный за три дня автопортрет – яркое свидетельство художественной одаренности Максимова. Тяга к психологизму породила многомерность созданного образа, в котором задор и бравада уживаются с глубокой серьезностью, окрашенной чуть заметной грустью. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 21.
Painter,portraitist,genreartist.Workedaticon-paint¬ing studios of Vasily Peshekhonov and K. A. Yary¬gin in St Petersburg (1855–1863). Studied at the Imperial Academy of Arts (1862–1866), graduated with a title of third-class artist. Member of an Artel of Artists created by Pyotr Krestonostsev by the example of Ivan Kramskoi Artel (1864–1865). Aca¬demician (from 1870). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (from 1871). Contributed to the exhibitions of the Imperial Academy of Arts (from 1878), World Exhibition in Paris (1878), All-Russian Exhibition in Moscow (1882).