
В конце пятидесятых годов определилось влечение к бытовому жанру и у Н. П. Петрова (см. «Смотрины невесты», 1861, ГРМ). Однако убедительно раскрыть замысел, насытить сцену жизнью, передать не только внешнюю взаимосвязь персонажей, но и их внутреннее состояние, он сумел далеко не сразу. <...> Лишь в 1862 году Петров добился успеха, выступив с картиной из хорошо ему знакомой жизни городского простонародья – «Сватовство чиновника к дочери портного» (ГТГ). В повествовательности картины, занимательности сюжета, в стремлении к психологической обоснованности мимики, поз и жестов – отзвуки федотовских традиций (см. «Сватовство майора», около 1851, ГРМ). О том же говорит внимание, уделенное художником аксессуарам. Но Петров воспринимает традиции Федотова лишь внешне, поверхностно, так же, как, например, Г. Г. Мясоедов в своей идиллической картине «Поздравление молодых в доме помещика» (1861). Оба художника обогатили живопись новыми сюжетами, нашли характерный типаж, но для эпохи «шестидесятых» этого было недостаточно. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 14.
В 1861 году Мясоедов обвенчался с дочерью помещика Елизаветой Михайловной Кривцовой. Это событие в какой-то степени повлияло на создание полотна. Прототипом молодой барыни послужила невеста художника. Художник любуется милой домашней сценой, персонажи которой погружены в атмосферу влюбленности.
Картина экспонировалась на выставке ИАХ в 1861. Художник получил за нее малую золотую медаль. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 333.
In 1861, Myasoyedov married Yelizaveta Krivtsova, the daughter of a landowner. This event had some bearing on the creation of this painting. He based the young lady in the painting on his own bride, and gives the work an atmosphere of love and romance. Play and Passion in Russian Fine Art. St-Petersburg. 1999. P. 116.