Репин И. Е.

Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных


1888

Холст, масло. 215 х 196

Пост.: 1897 из Зимнего Дворца, Петербург


Одноименное повторение-вариант 1890 хранится в Киевском музее русского искусства; одноименный уменьшенный вариант – в Харьковском художественном музее.

Илья Репин получил заказ на изображение святого Николая Мирликийского (Николая Чудотворца) от игуменьи Николаевского женского монастыря в селе Стрелечьем Харьковского уезда. Художник приезжал сюда, чтобы навестить свою двоюродную сестру Эмилию (в монашестве  — Евпраксию).  Художник работал над картиной четыре года. В 1889 полотно экспонировалось на 17-й выставке ТПХВ, где оно было приобретено императором Александром III. Именно с покупкой этой картины было связано решение о создании Русского музея.

Обращаясь к житийному сюжету о чудесном спасении Николаем Мирликийским трех невинно осужденных, Репин не только показал различные психологические реакции героев, пребывающих на грани жизни и смерти, но затронул важную проблему религиозно-философской мысли своего времени ‒ взаимоотношение веры и разума, духовного и материального.

Репин избрал кульминационный момент ‒ одно мгновение до смерти. На первом плане холста - закованный в кандалы осужденный. Смирение, покорность судьбе звучат в выражении его лица, склоненной голове, жесте рук, прижатых к груди. Рядом ‒ палач. Взгляд невольно скользит по его могучей фигуре. Одежды цвета запекшейся крови, мощный бронзовый торс, свирепое лицо и недоумение во взгляде, обращенном к Николаю, отводящему меч от головы невинного человека.

Противостояние героев, их разные психологические состояния Репин концентрирует в своеобразном поединке рук, одной ‒ сжимающей меч, другой ‒ его отводящей. Острие меча как перст указывает еще на двух осужденных. Обезумевший от радостной надежды, протягивающий к святому руки коленопреклоненный старик и юноша-юродивый в полупрозрачной тунике, ниспадающей с его худых плеч. Божий человек не от мира сего он не чувствует смерти и не может понять, что происходит. Его душа чиста и безгрешна. Почти бесплотная фигура, вытянутая по вертикали и изгибающаяся подобно пламени горящей в храме свечи воспринимается антитезой мощной телесности палача и являет собой торжество силы духовной над грубой необузданной плотью.

Елена Станкевич // Материалы для аудиогидов к выставке «Илья Ефимович Репин». 2019

 

Подробнее о сюжете (по материалам статьи о картине в Википедии)

Сюжет картины связан с одним из деяний святого Николая Чудотворца (примерные даты жизни — 270—345 годы н. э.), которое он совершил в свою бытность епископом в Мире Ликийской — городе, расположенном в Ликии (ныне это место находится на территории турецкой провинции Анталья). Именно с названием этого города и связано известное прозвище святого Николая — «Мирликийский».

Будучи в отъезде, Николай Мирликийский узнал о том, что мирский градоначальник Евстафий осудил на казнь трёх невинных людей, подкупленный их недоброжелателями. Желая пресечь несправедливость, Николай спешно возвратился в Миры и достиг Диоскурова поля, где должна была совершиться казнь, как раз в тот момент, когда палач был уже готов приступить к исполнению приговора. Византийский писатель X века Симеон Метафраст так описывал эту историю в «Жизни и деяниях Святого отца нашего Николая Чудотворца»: «Когда святой это увидел и обратил взор на печальное зрелище, то, уравновесив суровость мягкостью, не сказал ни дерзкого, ни резкого слова, но и не выказал никакой опаски или робости; сколько доставало сил он побежал к палачу, смело выхватил из его рук меч, и, ничего не страшась, бросил на землю, и осуждённых освободил от их оков. Никто не воспрепятствовал его самовластному поступку…».

Именно этот момент, когда Николай Чудотворец останавливает меч палача, занесённый над первым из осуждённых, и был изображён художником. На картине резко контрастируют непреклонность уверенного в своей правоте Николая Мирликийского, удивление палача, испуганно-льстивое выражение лица градоначальника («византийского царедворца»), а также фигуры и лица осуждённых, которые уже не верили в возможность своего спасения — «один покорный, другой недоумевающий и третий в порыве сумасшедшей надежды».

Хотя прообразом Николая Мирликийского, по-видимому, был Лев Толстой, с которым Репин в те годы много общался, лицо святого Николая было написано с поэта Аполлона Майкова. Палача Репин писал с художника Николая Кузнецова. Образ приговорённого к смерти, стоящего на коленях, был создан с писателя Иеронима Ясинского, а тщедушного молодого смертника, ожидающего своей очереди — с писателя-символиста Дмитрия Мережковского. 

Актуальность этой темы близка нравственной проповеди Льва Толстого и вопросу об отмене смертной казни. 

Репин Илья Ефимович
1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда

Живописец, рисовальщик.

Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Кавалер ордена Почетного Легиона (1901).Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского, в Академии художеств у П. В. Басина, Ф. А. Бруни и Т. А. Неффа (1864-1871). Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др.). С 1900 жил в имении "Пенаты" (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл.), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 - ректор. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Принимал участие в выставках общества "Мир искусства". С 1918 - в вынужденной эмиграции в Финляндии. Великий русский живописец и рисовальщик эпохи демократического реализма. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Оставил большое эпистолярное наследие.

Repin I. E.

St Nicholas of Myra Saves Three Innocents from Death


1888

Oil on canvas. 215 х 196


Ilya Repin got the commission to paint the Saint Nicholas of Myra (Nicholas the Wonderworker) from the Abbess of the Nicholas Convent in the village of Strelechie of the Kcharkov district. The artist came here to visit his cousin Emilia (known as Evpraksia when she became a nun). The artist had been working at the painting for four years.

The subject of the painting refers to one of the deeds of Saint Nicholas (approximate dates are 270-345 AD) that he did while being a bishop in Myra in Lycia (in the Turkish Province of Antalya in the present time). It is the name of the town of Lycia that gives the well known sobriquet of Saint Nicholas – Saint Nicholas of Myra.

While being away Saint Nicholas learnt that the Governor Eustathius, who had been bribed, had condemned three innocent people to death. Wishing to prevent the injustice Nicholas came back in a hurry to Myra and arrived at the place of execution at the very moment when the executioner was about to carry out the sentence. He rushed to the executioner, grabbed the sword from his hands, and threw it to the ground. Then he released the condemned.

The painter depicts the moment when Nicholas the Wonderworker is stopping the executioner’s sword that is raised over the first of the condemned.  The painting represents the contrast between the characters: the toughness of Nicholas of Myra who is sure of his rightness, the surprise of the executioner, the afraid, flattering expression of the governor (“a Byzantine courtier”) and the faces of the condemned who didn’t believe that they could be rescued. One of them is depicted as obedient, the other looks puzzled and the third is in a burst of mad hope.

 

This theme was similar to the moral sermon of Leo Tolstoy and the discussions on  the abolition of the death penalty. The canvas was exhibited at the 17th exhibition of The Society of Travelling Art Exhibitions where it was purchased by Emperor Alexander III. It was the purchase of this painting that led to the decision to establish the Russian Museum.

Repin Ilya Efimovich
1844, Chuguyev (Kharkiv Province) - 1930, Kuokkala (Finland)

Painter, draughtsman, watercolour painter, portraitist, history painter. Studied under local artists at the School of Military Topography in Chuguyev (1854-57), under Ivan Kramskoi at the School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1863) and at the Imperial Academy of Arts (1864-71). Fellow of the Imperial Academy of Arts in Italy and France, lived mostly in Paris (1873-76). Academician (1876). Professor, full member of the Imperial Academy of Arts (1893). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1878, exhibited from 1874). Headed a studio at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1894-1907) and taught at Princess Maria Tenisheva''s school of art (1895-98). Lived in St Petersburg and Moscow, settled in Kuokkala (1900).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library