Суриков В. И.

Переход Суворова через Альпы в 1799 году


1899

Холст, масло. 495 x 373

Пост. в 1899 от автора


Основная тема творчества Сурикова — историческая личность и народ — находит здесь свое наиболее героическое решение. Работая над этой картиной, Суриков ездил в Швейцарию, писал пейзажные этюды на местах исторического перехода. «Главное в картине — движение. Храбрость беззаветная. Покорные слову полководца, идут»,— объяснял свой замысел художник. Ему удалось показать в картине единый порыв, который охватывает массы людей в ответ на призыв полководца, заставляя воинов совершать чудеса храбрости. Передача стремительного спуска большой и слитной группы привлекала художника прежде всего потому, что в этот момент предельного напряжения сил с особенной ясностью раскрывается характер человека. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 193.

Суриков писал «Переход Суворова через Альпы» в период интенсивного формирования коллекции только что учрежденного Русского музея императора Александра III, для экспозиции которого был приобретен «Ермак». Не исключено, что выбор художником столь патриотической и одновременно занимательной для публики темы обусловливался его надеждой повторить недавний громкий успех. Оставаясь верным своему творческому методу, Суриков, работая над полотном, проделал огромную подготовительную работу: неутомимо искал необходимые ему физиономические типы, изучал в музеях военную форму павловского времени. Мужские портретные этюды к «Суворову», мастерски написанные с людей разных возрастов, покоряют живостью, динамикой характера, экспрессией, умением художника представить свою модель в искомом образе. Не менее серьезно Суриков отнесся к пейзажному фону, для убедительного воссоздания которого специально ездил в Швейцарию. Знакомство художника с местами легендарного суворовского перехода, личные переживания, испытанные при созерцании альпийских вершин и при спуске с ледяных круч, несомненно, способствовали сложению живописной и колористической концепции картины.

Из писем Сурикова брату Александру известно, что ко времени своей поездки в Швейцарию летом 1897 года он уже «подмалевал всю картину»*. Об этом подмалевке сведений не сохранилось, но, судя по живописным и графическим эскизам, художник шел от сравнительно статичной и «реалистической» композиции, где русское войско во главе с Суворовым стоит в некотором замешательстве перед пропастью и наблюдает, как первые смельчаки скатываются со снежного склона, к более компактной, динамичной и «фантастической», в которой конь полководца, вопреки разумной осторожности и законам физики, гарцует на самом краю обрыва, а синеватый «водопад» ощетинившихся штыками солдат, совсем не боящихся поранить друг друга и будто вовлеченных в головокружительный аттракцион, со страшным шумом катится в адскую бездну, захватив пушки и знамена.

Собственно, в этом своем окончательном варианте картина Сурикова стала буквальной иллюстрацией слов Суворова, будто бы сказанных гениальным полководцем на военном совете в монастыре Святого Иосифа накануне легендарного перехода: «Мы на краю пропасти! Но мы — русские! С нами Бог!». Отсюда экспрессия и выразительность образов солдат и офицеров, иногда объятых нерешительностью или страхом, но все же проникнутых в своей массе верой, бесстрашием и победным оптимизмом. В возникновении у зрителя этого чувства-камертона, подобно тому как это было в «Утре стрелецкой казни», особую роль играет «диалог» между бросившим шутку Суворовым и откликнувшимися на нее двумя смеющимися солдатами, лица которых художник будто на мгновение осветил лучом, прорвавшимся сквозь нависшие облака.

Премьера «Перехода Суворова через Альпы», состоявшаяся в Петербурге на XXVII выставке Товарищества передвижников, оказалась успешной. Николаю II, его дяде, президенту Академии художеств великому князю Владимиру Александровичу, управляющему Русским музеем великому князю Георгию Михайловичу, как и вообще столичной публике, картина очень понравилась. Император купил ее для Русского музея, что, впрочем, отчасти могло быть связано с отмечаемым в 1899 году 100-летием Итальянского и Швейцарского походов суворовской армии. Суриков по этому поводу радостно писал брату: «Бог благословил мой труд. Государь приобрел моего „Суворова“ за 25 тысяч»**. Павел Климов // Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2023. С. 15-16.

* Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике / Вступ. ст. С. Н. Гольдштейн, Н. А. Радзимовской. Сост. и коммент. С. Н. Гольдштейн, Н. А. и З. А. Радзимовских. Л.: ЛО «Искусство», 1977. С. 105.
** Там же. С. 112.

В истории беспримерного похода под командованием А. В. Суворова по Швейцарским Альпам, когда Россия в союзе с Австрией вела войну против Франции, Суриков выбрал один из самых драматических моментов: переход через хребет Паникс. Эта картина занимает особое место в творчестве Сурикова: цветовая гамма меняется с теплой на холодную, формат — с горизонтального на вертикальный, композиционный принцип — фрагментарность вместо уравновешенности. Суриков не просто фиксирует впечатление от альпийских гор, в которых он писал этюды для картины, но и передает драматический смысл происходящего. Переход через Альпы — это падение в бездну, крушение, содрогание земли и неба. Суворов на белом коне — как памятник самому себе. Вокруг — военный восторг тысячи жизней, ему повинующихся.

Конец XVIII века в русской истории отмечен появлением двух важных деятелей, мальтийских рыцарей — полководца А. В. Суворова и императора Павла I. Известно, что в 1799 Павел I в знак уважения к заслугам полководца повелел установить прижизненный памятник Суворову. Несмотря на необъяснимую опалу, которой подвергся Суворов, работы по сооружению памятника не были остановлены, и 5 мая 1801, уже после смерти императора памятник был установлен на Марсовом поле (в царствование императора Александра I памятник был перенесён на площадь между Мраморным дворцом и домом графа Салтыкова (ныне Суворовская площадь).

Итало-швейцарский поход — вершина полководческой деятельности Суворова. В 1799 году ему рукоплескала вся Европа, но в России его не ждал триумф. По пути из Праги Суворов узнал, что торжественной встречи победителя не будет и даже въехать в столицу днем ему будет запрещено. В дорожном возке, а не в парадной карете под покровом сумерек он прибыл в Петербург, ему запретили посещать Зимний дворец, имя его исчезло со страниц газет, он был лишен своих любимых адъютантов. 6 мая 1800 А. В. Суворов скончался. Хоронили его не как генералиссимуса, а по штату фельдмаршала. Современные биографы до сих пор ищут причины произошедших разногласий между двумя великими людьми. 



Суриков Василий Иванович
1848, Красноярск – 1916, Москва

Живописец, рисовальщик, акварелист.

Академик Императорской Академии художеств (1895). Почетный член Московского общества любителей художеств (1903). Родился в Красноярске в казачьей семье. Рисовать начал с детства, занимался у местного учителя рисования Н. В. Гребнева. В юности писал иконы по заказам. На средства золотопромышленника и городского головы П. И. Кузнецова отправился в Петербург. Учился в Академии художеств у П. М. Шамшина, П. П. Чистякова, Б. П. Виллевальде (1869-1875), с 1873 у Ф. А. Бруни. Отказавшись от заграничной пенсионерской поездки, в 1877 приехал в Москву, где и остался навсегда. Посетил Францию, Италию, Германию, Австрию (1883-1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Систематически выезжал на родину, в Сибирь. Совершил поездки на Дон (1893), Волгу (1901-1903), в Крым (1913). Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907), участник выставок "Союза русских художников". Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра. Автор портретов и пейзажей.

Surikov V.I.

Suvorov Crossing the Alps in 1799


1899

Oil on canvas. 495 x 373

Received in 1899


Count Alexander Suvorov (1729–1800) was a Russian fieldmarshal who commanded a Russo-Austrian force in Italy in 1799. Ordered to relieve Russian troops in Switzerland, he famously marched across the Alps. Shown at the Society of Travelling Art Exhibitions in 1899, this work was painted in celebration of the hundredth anniversary of Suvorov’s campaign.

Vasily Surikov specially travelled to Switzerland, painting landscape studies at the historical sites and sliding down the mountains near Interlaken in order to capture the sense of movement. The artist explained his concept: «The most important thing in the picture is the movement. The selfless courage. The men proceed, subordinating to their commander.» The master succeeds in conveying the emotions gripping each man at this moment of tension and the single surge of the soldiers in response to their commander’s leadership. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 193.



Surikov Vasily Ivanovich
1848, Krasnoyarsk - 1916, Moscow

Studied in Krasnoyarsk, at the School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1869) and under Pavel Chistyakov at the Imperial Academy of Arts (1869-75). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (from 1881) and the Union of Russian Artists (from 1908). Full member of the Imperial Academy of Arts (1893), academician (1895). Visited Western Europe and Siberia. Lived in Moscow (from 1877). 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library