Куинджи А. И.

Пятна лунного света в лесу. Зима


1898–1908

Масло, бумага на холсте. 39 x 53,5

Пост. в 1914 из Общества им. А. И. Куинджи, Петроград


Свойственное художнику умение открывать в обыденном необычное ярко проявилось в картине „Пятна лунного света в лесу. Зима“ (1900-е) – одном из самых оригинальных в русской живописи пейзажей, овеянном гармонией серо-голубых и зеленоватых тонов. Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С. 20.

Картину отличают высокая степень обобщения формы и монументальность. Свойственные мастеру безупречное чувство меры, любовь к природе, к ее живым, постоянно изменяющимся краскам, позволили ему избежать условной декоративности решений. Этюд "Пятна лунного света в лесу. Зима" с его утонченным цветовым строем и красотой формы в равной мере является характерным произведением и импрессионистической живописи, и стиля модерн. В одухотворенных, упругих природных формах пейзажа и в богатой гамме серебристых тонов таится много скрытой жизненной энергии. Направленностью поисков и примером собственной живописи Куинджи оказал сильное воздействие не только на своих учеников, но и на развитие импрессионистических тенденций во всем отечественном искусстве.

Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 218.

 

«Художник, солнце и лунный свет». Архип Куинджи.. Онлайн-курс «Я и картина» (17:42)

 

 

Творческая мастерская "Цветная фантазия".. Онлайн-курс «Я и картина» (3:53)

 

Куинджи Архип Иванович
1842 (?), Мариуполь Екатеринославской губ. – 1910, Санкт-Петербург

Живописец пейзажист, педагог.

Действительный член Императорской Академии художеств (с 1893).
Родился в Мариуполе Екатеринославской губернии в семье грека-сапожника. Учился в Общих художественных мастерских у И. К. Айвазовского в Феодосии (1865–1866), в Академии художеств (1868–1872). Работал ретушером в фотоателье. Преподавал в Высшем художественном училище при Академии художеств (1894–1897), профессор (с 1892). 1894–1897 гг. – профессор-руководитель мастерской пейзажной живописи Высшего художественного училища при Академии художеств.
Отстранен от преподавания за участие в студенческой сходке. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1875).  У него учились Н. К. Рерих, А. А. Рылов, К. Ф. Богаевский, Н. П. Крымов, А. А. Борисов, В. И. Зарубин, Ф. Э. Рущиц, В. Е. Пурвит и другие.
В 1875 совершил поездку по странам Западной Европы. В 1898 организовал поездку за границу (Берлин, Дюссельдорф, Кельн, Париж, Страсбург, Мюнхен, Вену) для молодых художников, пожертвовав для этого 100 тысяч рублей.

В 1895 устроил на своих крымских землях своеобразную «академическую дачу» для учеников. Постоянно работал вместе с учениками на пленэре. 1909 г. – инициатор создания Общества художников (впоследствии Общество им. А. И. Куинджи), оказывавшего поддержку художникам. Обществу завещаны: весь капитал, земли в Крыму и все имевшиеся произведения. 1910 г – орден Святого Станислава I степени. Совершил свою последнюю поездку в Крым.

Пейзажист лирико-романтического направления. Для искусства Куинджи характерны поиски новых средств выразительности живописи, прежде всего — новых возможностей передачи света, солнечного и лунного. 

В настоящее время в Русском музее находится 202 живописные и 264 графические работы Куинджи. Среди них, наряду с поступившими в 1914 году пейзажами, такие капитальные полотна, как „Дубы“ (1900—1905), „Ночное“ (1905—1908), „Облака“ (1900—1905), „Крым“ (1900—1905). Все они, вместе с переданной из Мраморного дворца в 1928 году самой прославленной картиной „Лунная ночь на Днепре“, дают редкую возможность познакомиться с искусством выдающегося пейзажиста во всей недоступной другим собраниям полноте, проследить 40-летний творческий путь мастера и в полной мере почувствовать яркое своеобразие и новаторскую сущность его творчества.

Не получив систематического профессионального образования, Куинджи силой своего необыкновенного дарования открыл невиданные еще до него художественные средства для выражения и передачи в живописи эффектов освещения, сосредоточивая в них поэтический смысл образов природы, но оставаясь при всей их фантастической декоративности подлинным реалистом.

Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.7-8.

Kuindzhi A. I.

Пятна лунного света в лесу. Зима


1898–1908

on oil. 39 x 53,5


Свойственное художнику умение открывать в обыденном необычное ярко проявилось в картине „Пятна лунного света в лесу. Зима“ (1900-е) – одном из самых оригинальных в русской живописи пейзажей, овеянном гармонией серо-голубых и зеленоватых тонов. Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С. 20.

Картину отличают высокая степень обобщения формы и монументальность. Свойственные мастеру безупречное чувство меры, любовь к природе, к ее живым, постоянно изменяющимся краскам, позволили ему избежать условной декоративности решений. Этюд "Пятна лунного света в лесу. Зима" с его утонченным цветовым строем и красотой формы в равной мере является характерным произведением и импрессионистической живописи, и стиля модерн. В одухотворенных, упругих природных формах пейзажа и в богатой гамме серебристых тонов таится много скрытой жизненной энергии. Направленностью поисков и примером собственной живописи Куинджи оказал сильное воздействие не только на своих учеников, но и на развитие импрессионистических тенденций во всем отечественном искусстве.

Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 218.

 

«Художник, солнце и лунный свет». Архип Куинджи.. Онлайн-курс «Я и картина» (17:42)

 

 

Творческая мастерская "Цветная фантазия".. Онлайн-курс «Я и картина» (3:53)

 

Kuindzhi Arkhip Ivanovich
1842, Mariupole - 1910, St Petersburg

Painter, landscapist. Studied at Hovhannes Aivazovsky's studio in Theodosia (1855). Worked as a retoucher in Mariupole, Odessa and St Petersburg (late 1850s-1860s). First-class artist (1878). Travelled across Russia and the Ukraine, Caucasus and Crimea. Visited France, Germany, Great Britain, Switzerland and Austria (1874-1875). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1875-1880). Professor (1892). Full member of the Imperial Academy of Arts (1893). Headed the landscape painting studio at the Imperial Academy of Arts (1894-1897).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library