Куинджи А. И.

Пятна лунного света в лесу. Зима


1898–1908

Масло, бумага на холсте. 39 x 53,5

Пост. в 1914 из Общества им. А. И. Куинджи, Петроград


Свойственное художнику умение открывать в обыденном необычное ярко проявилось в картине «Пятна лунного света в лесу. Зима» (1900-е) — одном из самых оригинальных в русской живописи пейзажей, овеянном гармонией серо-голубых и зеленоватых тонов. Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С. 20.

Картину отличают высокая степень обобщения формы и монументальность. Свойственные мастеру безупречное чувство меры, любовь к природе, к ее живым, постоянно изменяющимся краскам, позволили ему избежать условной декоративности решений. Этюд «Пятна лунного света в лесу. Зима» с его утонченным цветовым строем и красотой формы в равной мере является характерным произведением и импрессионистической живописи, и стиля модерн. В одухотворенных, упругих природных формах пейзажа и в богатой гамме серебристых тонов таится много скрытой жизненной энергии. Направленностью поисков и примером собственной живописи Куинджи оказал сильное воздействие не только на своих учеников, но и на развитие импрессионистических тенденций во всем отечественном искусстве. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 220.

Рожденный в недрах реализма, литературно и философски ориентированный, семантически устойчивый русский пейзаж тем не менее проходил, хотя и в смягченном виде, основные этапы европейского стилевого развития.

Об этом напоминает Куинджи. Его путь от «Забытой деревни» (1874) к «Березовой роще» (1879) и «Пятнам лунного света» (около 1900) — это движение от реализма к импрессионизму и символизму-модерну. При этом именно Куинджи сохранил романтическую страсть к экспрессии, преображению реальности, к необычным переходным состояниям — закат и радуга, стереоскопическое солнечное и грозовое освещение,— заняв в отечественной живописи примерно такое же место, как Уильям Тернер в живописи английской. Владимир Леняшин. «...все тяготеет к ландшафту» // Времена года. Пейзаж в русской живописи из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 10.

 

«Художник, солнце и лунный свет». Архип Куинджи.. Онлайн-курс «Я и картина» (17:42)

 

 

Творческая мастерская "Цветная фантазия".. Онлайн-курс «Я и картина» (3:53)

 



Куинджи Архип Иванович
1842 (?), Мариуполь Екатеринославской губ. – 1910, Санкт-Петербург

Живописец пейзажист, педагог.

Действительный член Императорской Академии художеств (с 1893).
Родился в Мариуполе Екатеринославской губернии в семье грека-сапожника. Учился в Общих художественных мастерских у И. К. Айвазовского в Феодосии (1865–1866), в Академии художеств (1868–1872). Работал ретушером в фотоателье. Преподавал в Высшем художественном училище при Академии художеств (1894–1897), профессор (с 1892). 1894–1897 гг. – профессор-руководитель мастерской пейзажной живописи Высшего художественного училища при Академии художеств.
Отстранен от преподавания за участие в студенческой сходке. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1875).  У него учились Н. К. Рерих, А. А. Рылов, К. Ф. Богаевский, Н. П. Крымов, А. А. Борисов, В. И. Зарубин, Ф. Э. Рущиц, В. Е. Пурвит и другие.
В 1875 совершил поездку по странам Западной Европы. В 1898 организовал поездку за границу (Берлин, Дюссельдорф, Кельн, Париж, Страсбург, Мюнхен, Вену) для молодых художников, пожертвовав для этого 100 тысяч рублей.

В 1895 устроил на своих крымских землях своеобразную «академическую дачу» для учеников. Постоянно работал вместе с учениками на пленэре. 1909 г. – инициатор создания Общества художников (впоследствии Общество им. А. И. Куинджи), оказывавшего поддержку художникам. Обществу завещаны: весь капитал, земли в Крыму и все имевшиеся произведения. 1910 г – орден Святого Станислава I степени. Совершил свою последнюю поездку в Крым.

Пейзажист лирико-романтического направления. Для искусства Куинджи характерны поиски новых средств выразительности живописи, прежде всего — новых возможностей передачи света, солнечного и лунного. 

В настоящее время в Русском музее находится 202 живописные и 264 графические работы Куинджи. Среди них, наряду с поступившими в 1914 году пейзажами, такие капитальные полотна, как „Дубы“ (1900—1905), „Ночное“ (1905—1908), „Облака“ (1900—1905), „Крым“ (1900—1905). Все они, вместе с переданной из Мраморного дворца в 1928 году самой прославленной картиной „Лунная ночь на Днепре“, дают редкую возможность познакомиться с искусством выдающегося пейзажиста во всей недоступной другим собраниям полноте, проследить 40-летний творческий путь мастера и в полной мере почувствовать яркое своеобразие и новаторскую сущность его творчества.

Не получив систематического профессионального образования, Куинджи силой своего необыкновенного дарования открыл невиданные еще до него художественные средства для выражения и передачи в живописи эффектов освещения, сосредоточивая в них поэтический смысл образов природы, но оставаясь при всей их фантастической декоративности подлинным реалистом.

Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.7-8.

Kuindzhi A. I.

Patch of Moonlight in a Forest. Winter


1898–1908

paper mounted on canvas on oil. 39 x 53,5

Received in 1914


This small, yet monumental work demonstrates Arkhip Kuindzhi’s sense of dimension and love of the changing tones of nature. The study contains equal doses of Impressionism and Art Nouveau. The natural forms of the landscape evoke a sense of the hidden energy of life. Kuindzhi’s original quests in painting were an important influence on the general development of Impressionist tendencies in Russian art in the late nineteenth century. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 218.



Kuindzhi Arkhip Ivanovich
1842, Mariupole - 1910, St Petersburg

Painter, landscapist. Studied at Hovhannes Aivazovsky's studio in Theodosia (1855). Worked as a retoucher in Mariupole, Odessa and St Petersburg (late 1850s-1860s). First-class artist (1878). Travelled across Russia and the Ukraine, Caucasus and Crimea. Visited France, Germany, Great Britain, Switzerland and Austria (1874-1875). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1875-1880). Professor (1892). Full member of the Imperial Academy of Arts (1893). Headed the landscape painting studio at the Imperial Academy of Arts (1894-1897).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library