Рябушкин А. П.

Пожалован шубой с царского плеча


1902

Масло, картон. 75 х 37

Пост.: 1912 от В. В. Беляева (с посмертной выставки А. П. Рябушкина в С.-Петербурге)


Андрей Рябушкин был влюблен в Россию ХVII века, в ее культуру, быт, традиции. В них он видел неисчерпаемый источник эстетических, философских и нравственных богатств, способных питать современное искусство. Эта влюбленность не обусловливалась поисками исторического идеала, поэтому нередко в работах Рябушкина проскальзывали юмористические и даже иронические ноты. В картине «Пожалован шубой с царского плеча» художник изобразил удачливого царедворца, только что отмеченного царским подарком. Розовощекое лицо, сияющее удовольствием и полное чувства превосходства над себе подобными, не может не вызвать улыбки. Но художник не стремится сконцентрировать на этом внимание. Он тщательно выписывает сложный узор на роскошной шубе, мастерски воссоздает переливы атласной материи. И это, безусловно, смягчает авторскую иронию. Павел Климов. Каталог выставки в Малаге "Династия Романовых". 2017. С. 118/119.



Рябушкин Андрей Петрович
1861, с. Станичная слобода Тамбовской губ. – 1904, имение Дидвино Новгородской губ.

Живописец, жанрист, иллюстратор.

Родился в с. Станичная слобода Тамбовской губернии в семье иконописца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Прянишникова, В. Г. Перова, Е. С. и П. С. Сорокиных (1875-1882), в Императорской Академии художеств у П. П. Чистякова (1882-1890). Член "Общества художников исторической живописи". Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1893-1895). С 1891 жил в Новгородской губернии, в имении "Приволье" (1891, 1901) и усадьбе Дидвино (1901-1904). Осуществил поездки по многим городам России, по Волге. Выезжал на лечение в Швейцарию на Женевское озеро, посетил города Германии: Дрезден, Мюнхен, Нюрнберг (1903). Участник выставок общества "Мир искусства" (с 1900) и "Союза русских художников" (с 1903). Обратившись к историческому жанру, последовательно добивался все большей декоративной звучности колорита и яркой экспрессии мизансцен, где заговорили не только персонажи, но как бы сама бытовая среда, рождающая характерный для символизма и модерна эффект «сиюминутности» минувших времен. Среди его картин – «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895), «Семья купца в XVII веке» (1896), «Едут» (1901), «Пожалован шубой с царского плеча» (1902).

Ryabushkin A.P.

Granted a Fur Coat from the Tsar’s Shoulder


1902

Cardboard on oil. 75 х 37


Andrei Ryabushkin loved 17th-century Russia – her culture, her way of life, her traditions. It was the love of an artist who valued the past as a rich source of aesthetical, philosophical and moral material capable of imbibing modern art. This love was not defined by searches for a historical ideal, hence the humorous and ironic notes often creep into Ryabushkin’s works. Here the artist depicts a lucky courtier who has just received a gift from the Tsar. His rosy-cheeked face shines with pleasure, inevitably evoking a smile. The artist, however, does not concentrate attention solely on the face. He painstakingly depicts the intricate pattern of the sumptuous fur coat, masterly recreating the plays of colour of the satin cloth, thus softening any artistic irony.



Ryabushkin Andrei Petrovich
1861, Stanichnaya (Tambov Province) - 1904, Divdino (Novgorod Province)

Painter, graphic artist. Studied at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1875-82) and the Imperial Academy of Arts (1882-90). Member of the Society of Artists of History Painting (from 1895), World of Art (from 1901) and the Union of Russian Artists (from 1903). Contributed to exhibitions at the Imperial Academy of Arts (from 1888).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library