Репин Илья Ефимович

Садко


1876

Холст, масло. 322,5 x 230


В период пенсионерской командировки оторванный от привычной среды молодой художник воспользовался фольклорной темой для выражения своего состояния и настроения.

В картине, написанной на сюжет новгородской былины, изображен купец Садко в подводном царстве. Из таинственных зелено-синих подводных глубин на зрителя движется вереница «невест», дефилирующих перед стоящим справа героем, облаченным в шубу и меховую шапку. Заморские красавицы олицетворяют, по мысли Репина, различные страны и народы. Но восхищенный ими Садко выбирает в жены стоящую в глубине русскую девушку Чернаву. "Идея выражает мое настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока еще искусства",— писал в то время художник.

В поисках художественных приемов, адекватных выражению задуманного образа, ему помогли впечатления от пышной зрелищности европейского салона. Как всегда, стремясь к предельной достоверности, Репин изучал атласы морского мира, зарисовывал морскую живность в Нормандии, изучал особенности цвета морской воды в аквариуме Берлина, осматривал Хрустальный дворец в Лондоне. После долгих поисков гармоничных цветовых переходов на холсте рождалась иллюзия глубины водного пространства.

Для заглавного персонажа позировал В.М. Васнецов (портретный этюд хранится в ГТГ); существуют также штудии фигур отдельных «красавиц», в соответствующих позах. Сама живопись «по-академически» гладкая; зритель как будто отгорожен от всего происходящего толстым стеклом аквариума. Свет подается сверху, выделяя центр «подиума», который должны миновать участницы процессии. Сюжетно значимые герои отодвинуты «на периферию» и связаны лишь диагональю взгляда.

Репин создал запоминающийся сказочный художественный образ, в котором присутствует необходимый баланс между реальным и сочиненным миром.

В 1876 году он получил за свое монументальное полотно звание академика. Тогда же вещь купил великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III.

 Художественный мастер-класс для детей: "Садко на дне морском" по картине Ильи Репина

 

   Художественный фильм "Садко". Мосфильм. 1952 год

Репин Илья Ефимович
1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда
Array

Живописец, рисовальщик.

Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Кавалер ордена Почетного Легиона (1901).Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского, в Академии художеств у П. В. Басина, Ф. А. Бруни и Т. А. Неффа (1864-1871). Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др.). С 1900 жил в имении "Пенаты" (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл.), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 - ректор. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Принимал участие в выставках общества "Мир искусства". С 1918 - в вынужденной эмиграции в Финляндии. Великий русский живописец и рисовальщик эпохи демократического реализма. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Оставил большое эпистолярное наследие.

Repin Ilya Efimovich

Sadko


1876

Oil on canvas. 322,5 x 230


The painting was commissioned by the future Tsar Alexander III. Based on the subject of a Novgorod epic poem (bylina), it depicts the merchant Sadko in the underwater kingdom. Repin painted the work when he was a fellow of the Imperial Academy of Arts in France. Cut off from his usual environment, the young artist employed the folklore theme to express his mood and state of mind. The picture depicts various beauties, each personifying a different nation or people. Although entranced by every one of them, Sadko nevertheless chooses the Russian girl, Chernava, to be his bride. As the artist wrote at the time: “The idea expresses my true state and perhaps the state of our as-of-yet still Russian art.” In his search for artistic devices adequately expressing the conceived image, Repin was aided by impressions of the magnificent pageantry of the European salons. Always aspiring to achieve maximum authenticity, the artist studied maps of the sea world, sketched the sea-life of Normandy and toured Crystal Palace in London. In 1876, he was made an academician for this monumental canvas.

Repin Ilya Efimovich
1844, Chuguyev (Kharkiv Province) - 1930, Kuokkala (Finland)
Array

Painter, draughtsman, watercolour painter, portraitist, history painter. Studied under local artists at the School of Military Topography in Chuguyev (1854-57), under Ivan Kramskoi at the School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1863) and at the Imperial Academy of Arts (1864-71). Fellow of the Imperial Academy of Arts in Italy and France, lived mostly in Paris (1873-76). Academician (1876). Professor, full member of the Imperial Academy of Arts (1893). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1878, exhibited from 1874). Headed a studio at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1894-1907) and taught at Princess Maria Tenisheva''s school of art (1895-98). Lived in St Petersburg and Moscow, settled in Kuokkala (1900).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library