Тема весны пронизывала все творчество Саврасова, и любой весенний мотив превращался под кистью художника в проникновенный образ начинающей оживать природы. Сочетание объективно-конкретного изображения с каким-то особо нежным, даже восторженным отношением к природе — одна из важнейших особенностей картин мастера.
В картине „Ранняя весна. Половодье“ самый невыигрышный мотив — деревья с изгибистыми голыми сучьями на небольших островках талой воды — превращается под кистью Саврасова в прочувствованный образ начинающей оживать, еще полной холода природы. Восхищение художника родной природой ощущается в экспрессивной живописной манере, в том, каким разнообразием красок отличается небо, бросающее зелено-
ватые и розоватые отблески на воду, как деликатно переданы тающий в дымке лесок и очертания дальнего берега реки. Каталог выставки в Малаге «Времена года. Произведения из собрания Русского музея». 2015. С. 54-55.
Все возрастающее значение жанровой картины с остро выраженным критическим содержанием оказывает свое воздействие на молодых пейзажистов. Но это лишь одна и не главная линия, по которой шло становление новой русской пейзажной живописи шестидесятых годов. Исключительно важную роль сыграло в этом процессе творчество и педагогическая деятельность А. К. Саврасова, связанного узами творческой дружбы с Перовым и другими московскими художниками. Основоположник лирического пейзажа, прирожденный живописец и тонкий рисовальщик, обладавший даром поэтического проникновения в мир природы, он стремился интерпретировать ее жизнь широко и многообразно. Преодолевая присущий ранним работам романтизм, Саврасов в то же время по-новому переосмысляет его традиции, сохраняя от него, прежде всего, поэтичность восприятия натуры. <...> Основой творческих поисков Саврасова было все углубляющееся изучение натуры, но также играло роль обращение к опыту пейзажистов различных западноевропейских школ. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 28.
Живописец-пейзажист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1854).
Родился в Москве в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у известного "видописца" К. И. Рабуса (1844-1850), где позже руководил пейзажным классом (1857-1882). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870). В 1862 побывал в ряде европейских стран, посетил всемирную художественную выставку в Лондоне. В 1870-е много работал на Волге: в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде и Юрьевце. Дружил с В. Г. Перовым, написал пейзажные фоны в ряде его работ. Один из основоположников лирического пейзажа в русской реалистической живописи. Много сделал для утверждения национального характера русского пейзажа.
Тема весны пронизывала все творчество Саврасова, и любой весенний мотив превращался под кистью художника в проникновенный образ начинающей оживать природы. Сочетание объективно-конкретного изображения с каким-то особо нежным, даже восторженным отношением к природе — одна из важнейших особенностей картин мастера.
В картине „Ранняя весна. Половодье“ самый невыигрышный мотив — деревья с изгибистыми голыми сучьями на небольших островках талой воды — превращается под кистью Саврасова в прочувствованный образ начинающей оживать, еще полной холода природы. Восхищение художника родной природой ощущается в экспрессивной живописной манере, в том, каким разнообразием красок отличается небо, бросающее зелено-
ватые и розоватые отблески на воду, как деликатно переданы тающий в дымке лесок и очертания дальнего берега реки. Каталог выставки в Малаге «Времена года. Произведения из собрания Русского музея». 2015. С. 54-55.
Все возрастающее значение жанровой картины с остро выраженным критическим содержанием оказывает свое воздействие на молодых пейзажистов. Но это лишь одна и не главная линия, по которой шло становление новой русской пейзажной живописи шестидесятых годов. Исключительно важную роль сыграло в этом процессе творчество и педагогическая деятельность А. К. Саврасова, связанного узами творческой дружбы с Перовым и другими московскими художниками. Основоположник лирического пейзажа, прирожденный живописец и тонкий рисовальщик, обладавший даром поэтического проникновения в мир природы, он стремился интерпретировать ее жизнь широко и многообразно. Преодолевая присущий ранним работам романтизм, Саврасов в то же время по-новому переосмысляет его традиции, сохраняя от него, прежде всего, поэтичность восприятия натуры. <...> Основой творческих поисков Саврасова было все углубляющееся изучение натуры, но также играло роль обращение к опыту пейзажистов различных западноевропейских школ. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 28.
Painter, graphic artist, teacher, landscapist. Studied at the Moscow School of Painting, Sculpture andArchitecture (1848–1854).Award- ed the title of painter at the Imperial Academy of Arts (1850). Academician of painting (1854). Contributed to exhibitions (from 1852). Taught at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1857–1882).