Верещагин В. В.

Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой)


До 1890

Холст, масло. 188 x 405

Пост. в 1930 из Военно-хозяйственного музея, Ленинград


Эта картина В. В. Верещагина завершает его масштабную "Балканскую серию", объединившую около 30 полотен, которую автор создал в Париже в 1878-1879 годах на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. В 1877-1878 годах Россия  участвовала в войне с турками за освобождение болгар от  Османского ига. В ходе работы Верещагин дважды приезжал на места военных действий, на Шипку и в окрестности Плевны. 

После разгрома турок под Шейновом 9 января 1878 года неприятельское войско сложило оружие. Картина, принадлежащая Русскому музею, является авторским повторением. В ней усилен мотив драматической напряженности события, наглядно показано, какой дорогой ценой досталась победа над врагом. Замерзшие тела погибших русских солдат устилают заснеженное поле на переднем плане картины. Слева, у подножия горной гряды, генерал М. Д. Скобелев объезжает шеренги русских солдат и поздравляет их с победой. В его свите, чуть поодаль, рядом со знаменосцем, в белой куртке изображен сам художник. Солдаты отвечают командующему громким и дружным "ура!" и бросают вверх шапки.

Верещагин Василий Васильевич
1842, Череповец Новгородской губ. – 1904, Порт-Артур

Живописец-баталист, пейзажист-жанрист, рисовальщик.

Родился в Череповце Новгородской губернии. Учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге (1853-1860), в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (с 1858), в Императорской Академии художеств у А. Т. Маркова и А. Е. Бейдемана (1860-1863), занимался в Парижской Академии художеств у Ж. Л. Жерома и А. Бида (1864-1866). В 1884 был избран профессором Академии художеств, но отказался от этого звания, стремясь к независимости от официального направления в искусстве. Много путешествовал - по Кавказу и Дунаю (1863-1865), по Северу России (1887-1888, 1894), был на Кубе и Филиппинах (1901-1902), в Японии (1903). Участник многих боев.

Кавалер Георгиевского креста за Самаркандское сражение (1868). Принимал участие в военных действиях в Туркестане, русско-турецкой войне.Погиб вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве флагманского броненосца "Петропавловск" у Порт-Артура во время русско-японской войны. Создал большие серии полотен - Туркестанскую (1868-1873), Балканскую (1877-1879), Палестинскую (1884-1885), Индийскую и Гималайскую (1870-1880-е), "1812 год" (1887-1904). За картины на тему испано-американской войны 1898-1899 выдвинут на соискание первой Нобелевской премии мира. Ознаменовал своим творчеством целый этап в развитии мировой батальной живописи. Автор многих литературных произведений и воспоминаний.

Vereshchagin V. V.

Shipka-Sheinovo (Skobelev at Shipka)


До 1890

Oil on canvas. 188 x 405


The painting had finished the Vereshagin’s large-scale Balkan series comprising about 30 canvases that were created in Paris in 1878-1879 on the base of studies and original artefacts brought from Bulgaria. In 1877-1878 Russia took part in the war against the Turks for the liberation of Bulgarians from the Ottoman Rule. While Vereshagin was working at the painting he came twice to the place of military actions to Shipka and in the vicinity of Plevna.

The Turks were defeated at Sheinovo on 9th January 1878. The painting belonging to the Russian Museum is the author’s copy. The painting highlights dramatic tension of the event even more, the artist showed that the victory over the enemy was purchased too dearly. In the foreground there are the frozen bodies of died Russian soldiers carpeting the snowy field. The general Mikhail Skobelev is depicted on the left at the foot of the mountain range, he rides round the lines of Russian soldiers and congratulates them on the victory. The artist represented himself in the retinue of the general Skobelev, near the standard bearer, in a white coat. The soldiers meet him with loud hurray and throw their hats up.

Vereshchagin Vasily Vasilievich
1842, Cherepovets, Novgorod Gubernia - 1904, near Port Arthur

Painter. Studied at the School of Drawing of the Society for the Encouragement of the Arts (1858-1860), under Alexei Markov and Fyodor Moller at the Imperial Academy of Arts (1860–1863), Atelier de Jean Louis Gérôme and Alexandre Bida, National School of Fine Arts in Paris (1864–1866). Contributed to the exhibitions of the Paris Salon (1866), the Imperial Academy of Arts (1867 and 1873), the Society of Traveling Art Exhibitions (1874 and 1875), the Moscow Society of Lovers of Arts (1881), All-Russian Exhibition in Moscow (1882), International Exhibitions in London (1872) and Vienna (1873). Contributed to over 30 personal exhibitions in Russia and abroad. 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library