Именно с изображением неба в его различных состояниях нередко будут связаны поиски и открытия русских пейзажистов второй половины XIX века. Они научатся «видеть» и, самое главное, изображать многообразие облаков и туч и восторгаться ими. Этюды Федора Васильева будто реконструируют циклический процесс формообразования «небесных странников». Первоначально появляется одно «Кучевое облако» (Ж-4106), затем мы уже видим «Небо с облаками» (Ж-6358), а вскоре рождаются «Тучи над холмами» (Ж-1281). Напряжение в небе особенно усиливается в произведении «Перед грозой» (Ж-4096). Картина «После дождя. Проселок» (Ж-4102) изображает убегающие вдаль тучи и освещенные солнечными лучами участки земли на дальнем плане. Современники заслуженно называли «гениального» Васильева художником, который открыл для русской живописи «живое небо».
Тщательная разработка колористического и световоздушного решения еле уловимого состояния природы стала характеризовать «пейзаж настроения». Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 8.
Живописец-пейзажист, рисовальщик, занимался литографией.
Родился в Гатчине Санкт-Петербургской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1867). С 1868 - член Общества поощрения художников. В 1871 — вольнослушатель Академии художеств (занятия не посещал). Состоял помощником реставратора И. К. Соколова в ИАХ (с 1865). Работал под руководством И. И. Шишкина наострове Валаам (июнь–ноябрь 1867). В 1870 вместе с И. Е. Репиным и Е. К. Макаровым путешествовал по Волге. Участник выставок с 1867. Член и экспонент ОПХ (1867–1868, 1871–1873), МОЛХ (1872). Почетный вольный общник Императорской Академии художеств (с 1873). Конец жизни провел в Ялте, где написал лучшие свои работы.
Значительное влияние на формирование художественной индивидуальности живописца оказал И. Н. Крамской. В 1870 во время продолжительного путешествия по Волге исполнил многочисленные рисунки и эскизы. По материалам поездки создал ряд значительных произведений. Несмотря на непродолжительный период творческой деятельности, оказал большое влияние на развитие русского реалистического "пейзажа настроения".
Именно с изображением неба в его различных состояниях нередко будут связаны поиски и открытия русских пейзажистов второй половины XIX века. Они научатся «видеть» и, самое главное, изображать многообразие облаков и туч и восторгаться ими. Этюды Федора Васильева будто реконструируют циклический процесс формообразования «небесных странников». Первоначально появляется одно «Кучевое облако» (Ж-4106), затем мы уже видим «Небо с облаками» (Ж-6358), а вскоре рождаются «Тучи над холмами» (Ж-1281). Напряжение в небе особенно усиливается в произведении «Перед грозой» (Ж-4096). Картина «После дождя. Проселок» (Ж-4102) изображает убегающие вдаль тучи и освещенные солнечными лучами участки земли на дальнем плане. Современники заслуженно называли «гениального» Васильева художником, который открыл для русской живописи «живое небо».
Тщательная разработка колористического и световоздушного решения еле уловимого состояния природы стала характеризовать «пейзаж настроения». Сергей Кривонденченков. Преображенная природа // Преображенная природа. СПб, 2020. С. 8.
Painter, landscapist. Studied under Ivan Kramskoi at the evening classes of the School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1863-67) and under the restorer Ivan Sokolov at the Imperial Academy of Arts (from 1865). Worked under Ivan Shishkin on the island of Balaam (1867). Extern student of the Imperial Academy of Arts (1871; did not attend classes). Accompanied Ilya Repin and Ivan Makarov on a trip down the Volga (1870). Class artist (1872), reduced to honorary fellow (1873). Member of the Society for the Encouragement of Artists (from 1868). Contributed to the exhibitions of the Society for the Encouragement of Artists (1867-73; with interval), Imperial Academy of Arts (1872, 1873) and Moscow Society of Lovers of the Arts (1872).