К числу наиболее замечательных по своей художественной ценности явлений отечественного пейзажа принадлежит творчество Ф. А. Васильева – «гениального мальчика» (по словам Крамского), трагически скончавшегося 23-х лет. В кратчайший срок (1867–1870) он достиг подлинной творческой зрелости, поражая своих старших товарищей не только могуществом лирического таланта, но и стремительностью развития и высотой достигнутых успехов. Присущая Васильеву романтическая взволнованность в передаче состояний природы, типичный для шестидесятников интерес к крестьянской жизни, трезвое видение ее прозаических подробностей и вместе с тем восхищение красотой природного мира, стремление к выразительности живописного языка сказываются в целом ряде его ранних работ. <...> По сравнению с другими художниками Васильев был особенно чувствителен к красоте цвета, освещения, даже мазка. Не только сельский, но и городской пейзаж получил у него своеобразное живописное выражение. Смелостью приемов, необычностью образной характеристики отличается небольшое полотно «Заря в Петербурге». Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 30.
Справа внизу процарапано: Ф. Василье.
На обороте надпись: Ф. А. Васильевъ Заря
Живописец-пейзажист, рисовальщик, занимался литографией.
Родился в Гатчине Санкт-Петербургской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1867). С 1868 - член Общества поощрения художников. В 1871 — вольнослушатель Академии художеств (занятия не посещал). Состоял помощником реставратора И. К. Соколова в ИАХ (с 1865). Работал под руководством И. И. Шишкина наострове Валаам (июнь–ноябрь 1867). В 1870 вместе с И. Е. Репиным и Е. К. Макаровым путешествовал по Волге. Участник выставок с 1867. Член и экспонент ОПХ (1867–1868, 1871–1873), МОЛХ (1872). Почетный вольный общник Императорской Академии художеств (с 1873). Конец жизни провел в Ялте, где написал лучшие свои работы.
Значительное влияние на формирование художественной индивидуальности живописца оказал И. Н. Крамской. В 1870 во время продолжительного путешествия по Волге исполнил многочисленные рисунки и эскизы. По материалам поездки создал ряд значительных произведений. Несмотря на непродолжительный период творческой деятельности, оказал большое влияние на развитие русского реалистического "пейзажа настроения".
К числу наиболее замечательных по своей художественной ценности явлений отечественного пейзажа принадлежит творчество Ф. А. Васильева – «гениального мальчика» (по словам Крамского), трагически скончавшегося 23-х лет. В кратчайший срок (1867–1870) он достиг подлинной творческой зрелости, поражая своих старших товарищей не только могуществом лирического таланта, но и стремительностью развития и высотой достигнутых успехов. Присущая Васильеву романтическая взволнованность в передаче состояний природы, типичный для шестидесятников интерес к крестьянской жизни, трезвое видение ее прозаических подробностей и вместе с тем восхищение красотой природного мира, стремление к выразительности живописного языка сказываются в целом ряде его ранних работ. <...> По сравнению с другими художниками Васильев был особенно чувствителен к красоте цвета, освещения, даже мазка. Не только сельский, но и городской пейзаж получил у него своеобразное живописное выражение. Смелостью приемов, необычностью образной характеристики отличается небольшое полотно «Заря в Петербурге». Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 30.
Справа внизу процарапано: Ф. Василье.
На обороте надпись: Ф. А. Васильевъ Заря
Painter, landscapist. Studied under Ivan Kramskoi at the evening classes of the School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1863-67) and under the restorer Ivan Sokolov at the Imperial Academy of Arts (from 1865). Worked under Ivan Shishkin on the island of Balaam (1867). Extern student of the Imperial Academy of Arts (1871; did not attend classes). Accompanied Ilya Repin and Ivan Makarov on a trip down the Volga (1870). Class artist (1872), reduced to honorary fellow (1873). Member of the Society for the Encouragement of Artists (from 1868). Contributed to the exhibitions of the Society for the Encouragement of Artists (1867-73; with interval), Imperial Academy of Arts (1872, 1873) and Moscow Society of Lovers of the Arts (1872).