Творчество мастера сыграло важную роль в становлении русского реалистического пейзажа. Именно А. К. Саврасову принадлежало важнейшее открытие: непосредственной связи чувств и переживаний человека с миром природы. В обычном, повседневном мотиве художник открыл высокую красоту и передал ее с искренней взволнованностью. Тонкий лирик русского пейзажа А. Саврасов говорил: «Надо у природы учиться. Видеть надо красоту, понять, любить. Если нет любви к природе, то не надо быть художником... Если нет души, ничего не будет и в живописи...». 1870-е, когда создавалась данное полотно, стало временем наивысшего расцвета творчества художника.
В 1871—1875 годах Саврасов жил и работал по большей части в Москве, много работая в поисках новых принципов пейзажа. Саврасовская весна в пейзаже еще полностью не проснувшаяся, она совсем не парадная и таит в себе возможность преображения. Разливающаяся Москва-река с плывущими льдинами подступила к пригорку с чуть проступающей на ней свежей зеленью. На переднем плане – старая изгородь, деревце с чуть краснеющими, набирающими сок почками. А в глубине, за каменным мостом белеют Кремлевские постройки – своеобразная доминанта пейзажа. Голубеющее небо, светлая зеленоватая, медленно текущая река, в которой отражается все окружающее – все это придают тонкий лиризм и трепетность созданному образу природы. Художник наказывал своим ученикам: "Пиши весну так, чтобы жаворонков не было видно, а песни их слышались".
Саврасов Алексей КондратьевичЖивописец-пейзажист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1854).
Родился в Москве в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у известного "видописца" К. И. Рабуса (1844-1850), где позже руководил пейзажным классом (1857-1882). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870). В 1862 побывал в ряде европейских стран, посетил всемирную художественную выставку в Лондоне. В 1870-е много работал на Волге: в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде и Юрьевце. Дружил с В. Г. Перовым, написал пейзажные фоны в ряде его работ. Один из основоположников лирического пейзажа в русской реалистической живописи. Много сделал для утверждения национального характера русского пейзажа.
Творчество мастера сыграло важную роль в становлении русского реалистического пейзажа. Именно А. К. Саврасову принадлежало важнейшее открытие: непосредственной связи чувств и переживаний человека с миром природы. В обычном, повседневном мотиве художник открыл высокую красоту и передал ее с искренней взволнованностью. Тонкий лирик русского пейзажа А. Саврасов говорил: «Надо у природы учиться. Видеть надо красоту, понять, любить. Если нет любви к природе, то не надо быть художником... Если нет души, ничего не будет и в живописи...». 1870-е, когда создавалась данное полотно, стало временем наивысшего расцвета творчества художника.
В 1871—1875 годах Саврасов жил и работал по большей части в Москве, много работая в поисках новых принципов пейзажа. Саврасовская весна в пейзаже еще полностью не проснувшаяся, она совсем не парадная и таит в себе возможность преображения. Разливающаяся Москва-река с плывущими льдинами подступила к пригорку с чуть проступающей на ней свежей зеленью. На переднем плане – старая изгородь, деревце с чуть краснеющими, набирающими сок почками. А в глубине, за каменным мостом белеют Кремлевские постройки – своеобразная доминанта пейзажа. Голубеющее небо, светлая зеленоватая, медленно текущая река, в которой отражается все окружающее – все это придают тонкий лиризм и трепетность созданному образу природы. Художник наказывал своим ученикам: "Пиши весну так, чтобы жаворонков не было видно, а песни их слышались".
Savrasov Alexei Kondratyevich 1830, Moscow — 1897, MoscowPainter, graphic artist, teacher, landscapist. Studied at the Moscow School of Painting, Sculpture andArchitecture (1848–1854).Award- ed the title of painter at the Imperial Academy of Arts (1850). Academician of painting (1854). Contributed to exhibitions (from 1852). Taught at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1857–1882).