
«Взятие снежного городка» — единственная большая картина Сурикова не исторического содержания. Написанная в Красноярске, она была навеяна детскими воспоминаниями художника. Изображена веселая народная игра, которая устраивалась в «прощеный день», последний день масленицы. Сооружался из снега и льда городок с зубчатыми стенами, снежными пушками и фигурами. Позади ворот устраивался стол с «угощениями» — снежными бутылками и пирогами. Играющие делились на две группы: одна охраняла городок, другая нападала. Всадник должен промчаться через ряды защитников, ворваться в ворота и сбить снежную перекладину. Считалось, что обычай этот был установлен казаками в память покорения Сибири и изображал собой военную игру — защиту крепости. Произведение Сурикова — это символ народного веселья, силы, удали и ловкости, художественное выражение русского характера. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 194.
Находясь в депрессии, Суриков в начале лета 1889 года решил подвести черту подо всей прежней жизнью и уехать с семьей на постоянное жительство в Красноярск. Поддержка родных, общение с земляками, созерцание столь знакомых и близких с детства сибирских ландшафтов произвели на художника целительное действие. По мере того как Суриков возвращался к работе, в нем постепенно оживала и брала верх крепкая «сибирская порода» — живучая, выносливая и не привыкшая пасовать перед испытаниями. Об отношении к своему горю художник писал критику Адриану Прахову: «Мне отраднее бороться с ним, нежели бежать от него <…>»*. Маятник его душевного состояния, наконец, решительно качнулся в противоположную сторону, и, по выражению самого мастера, он «тогда от драм к большой жизнерадостности перешел»**. Апофеозом этого внутреннего поворота стала картина «Взятие снежного городка» (1891, ГРМ) — шумная, яркая, пестрая, будто отрицающая всего прежнего Сурикова — живописателя тяжелых исторических коллизий. Все в ней дышало весельем, здоровьем, молодостью, красотой и неугомонной страстью. Однако вот что было примечательно: суриковская толпа, и прежде живая, но все же сохранявшая внешнюю статичность, пришла в динамичное движение. Как позднее оказалось, это предвещало новый этап в творчестве художника, который, избыв свою тоску среди земляков, засобирался обратно в Москву. И будто в благодарность родине за подаренное ему второе дыхание Суриков тогда же задумал грандиозное полотно-эпопею «Покорение Сибири Ермаком» (1895, ГРМ). Павел Климов // Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2023. С. 13.
* Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике / Вступ. ст. С. Н. Гольдштейн, Н. А. Радзимовской. Сост. и коммент. С. Н. Гольдштейн, Н. А. и З. А. Радзимовских. Л.: ЛО «Искусство», 1977. С. 77.
** Там же. С. 187.
Живописец, рисовальщик, акварелист.
Академик Императорской Академии художеств (1895). Почетный член Московского общества любителей художеств (1903). Родился в Красноярске в казачьей семье. Рисовать начал с детства, занимался у местного учителя рисования Н. В. Гребнева. В юности писал иконы по заказам. На средства золотопромышленника и городского головы П. И. Кузнецова отправился в Петербург. Учился в Академии художеств у П. М. Шамшина, П. П. Чистякова, Б. П. Виллевальде (1869-1875), с 1873 у Ф. А. Бруни. Отказавшись от заграничной пенсионерской поездки, в 1877 приехал в Москву, где и остался навсегда. Посетил Францию, Италию, Германию, Австрию (1883-1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Систематически выезжал на родину, в Сибирь. Совершил поездки на Дон (1893), Волгу (1901-1903), в Крым (1913). Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907), участник выставок "Союза русских художников". Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра. Автор портретов и пейзажей.
This is the only large picture by Vasily Surikov without historical content. Painted in Krasnoyarsk, it was inspired by the artist’s childhood memories. He portrays an amusing game typically played on the last day of Shrovetide. A small town would be built from snow and ice. One group would guard the town while the other attacked. This game possibly came from the Cossacks in remembrance of the subjugation of Siberia. Surikov’s painting is an expression and celebration of the Russian character. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 195.
Studied in Krasnoyarsk, at the School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1869) and under Pavel Chistyakov at the Imperial Academy of Arts (1869-75). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (from 1881) and the Union of Russian Artists (from 1908). Full member of the Imperial Academy of Arts (1893), academician (1895). Visited Western Europe and Siberia. Lived in Moscow (from 1877).