Репин Илья Ефимович

Запорожцы


1880–1891

Холст, масло. 203 x 358


1880-е годы отмечены высочайшими творческими достижениями Репина. К ним относится и законченное в 1891 году легендарное «хоровое» полотно «Запорожцы (пишут письмо турецкому султану)», которому художник посвятил более десяти лет.

Безупречно переданный дух казачьей вольницы и виртуозное живописное мастерство стали залогом широкой популярности картины, после которой с легкой руки Игоря Грабаря Репина стали заслуженно называть «Гоголем в красках».

В картине словно «звучат» разные оттенки смеха, служащего выражением горделивого чувства внутренней независимости. Сохранилось предание о том, что в 1675 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожским казакам грозное и высокомерное послание, в котором повелевал им немедленно «добровольно и без всякого сопротивления» сдаться. В ответ они сочинили язвительное письмо, полное народного юмора и презрения.

Репин впервые услышал об этом письме в 1878 году и, покоренный образом мужественного, жизнерадостного, непорабощенного народа, тогда же сделал первый набросок будущей картины, над которой трудился в течение тринадцати лет. Он тщательнейшим образом изучил историю и быт Запорожской Сечи, совершал поездки на Украину, собирал бытующие в народе предания о запорожцах, читал исторические труды, обращался к архивным документам.

С огромным мастерством художник вывел мощные характеры, добиваясь яркой выразительности, и глубокой психологичности образов казаков во главе с атаманом Иваном Серко, передав их вольнолюбивый дух, удаль и сплоченность. В основу образов легли этюды с конкретных людей, которых Репин совершенно преображал, создавая картину. Так, например, Серко написан с генерала М.И. Драгомирова, писарь – с историка Д.И.Яворницкого, усач, ударяющий кулаком по спине своего товарища, – с художника Я.Ф.Ционглинского, казак в красном жупане и белой папахе – с профессора консерватории А.И. Рубца.

Зрителя захватывает шумное веселье запорожской вольницы – казаки весело хохочут, довольные очередным остроумным, крепким словцом. Работая над полотном, Репин вспоминал своих любимых художников – Веласкеса и Хальса.

Картина была приобретена императором Александром III и находилась в Зимнем дворце до 1897 года, откуда перешла в Русский музей. В 1895 году картина была удостоена золотых медалей на международных выставках в Мюнхене и Будапеште.

Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 208.

Репин Илья Ефимович
1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда
Array

Живописец, рисовальщик.

Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Кавалер ордена Почетного Легиона (1901).Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского, в Академии художеств у П. В. Басина, Ф. А. Бруни и Т. А. Неффа (1864-1871). Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др.). С 1900 жил в имении "Пенаты" (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл.), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 - ректор. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Принимал участие в выставках общества "Мир искусства". С 1918 - в вынужденной эмиграции в Финляндии. Великий русский живописец и рисовальщик эпохи демократического реализма. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Оставил большое эпистолярное наследие.

Repin Ilya Efimovich

Zaporozhian Cossacks


1880–91

Oil on canvas. 203 x 358


Ilya Repin painted some of his finest works in the 1880s, including this monumental canvas, which was only completed in 1891. The sound of different forms of laughter issuing from the painting captures the proud and independent natures of the Zaporozhian Cossacks. Zaporozhia was the name of the military and political organization of the Ukrainian Cossacks and their autonomous territory (approximately eighty thousand square kilometres) in the south of the country from the mid-sixteenth century to 1775, when the host was officially abolished by Catherine the Great. The name is derived from the territory’s location “beyond the rapids” (zaporozhamy). The Zaporozhian Cossacks gained renown in the late fifteenth century as defenders of the Lithuanian-Ruthenian state against the Crimean Tatars, while living as free brigands in the uncolonised steppe frontier of the Polish state. In 1675, Sultan Muhammad IV of Turkey allegedly sent the Zaporozhian Cossacks a threatening letter, advising them to surrender “voluntarily and without any resistance.” In response, they composed a sarcastic letter, full of humour and scorn, promising “to fight on land and water.” Inspired by this legend, Ilya Repin made his first sketch for a painting on the subject in 1878. He spent thirteen years working on the picture, studying the history and way of life of the Zaporozhian Host, visiting the Ukraine, collecting folk legends and reading archive documents and history books. The artist masterly conveys the free-loving spirit and daring natures of the Cossacks, headed by Ataman Ivan Sirko. The various images were based on studies of concrete people, whom Repin transformed on canvas. The distinctive drawing and technical mastery contribute to an unusually lifelike scene, reminiscent of the works of Diego Velázquez or Frans Hals.

The artist was awarded gold medals for this painting at the international exhibitions in Munich and Budapest in 1895. The picture was acquired by Tsar Alexander III and hung in the Winter Palace until 1897, when Tsar Nicholas II donated it to the Russian Museum.

Repin Ilya Efimovich
1844, Chuguyev (Kharkiv Province) - 1930, Kuokkala (Finland)
Array

Painter, draughtsman, watercolour painter, portraitist, history painter. Studied under local artists at the School of Military Topography in Chuguyev (1854-57), under Ivan Kramskoi at the School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1863) and at the Imperial Academy of Arts (1864-71). Fellow of the Imperial Academy of Arts in Italy and France, lived mostly in Paris (1873-76). Academician (1876). Professor, full member of the Imperial Academy of Arts (1893). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1878, exhibited from 1874). Headed a studio at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1894-1907) and taught at Princess Maria Tenisheva''s school of art (1895-98). Lived in St Petersburg and Moscow, settled in Kuokkala (1900).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library