Левицкий Д. Г.

Портрет Екатерины II — законодательницы в храме богини Правосудия


1783

Холст, масло. 261 x 201

Пост. в 1927 из ГЭ, ранее (с 1882) — Романовская галерея Зимнего дворца; Английский дворец (Петергоф); собр. князя А. А. Безбородко (Санкт-Петербург)


Екатерина II (1729–1796), урожденная София Августа Фредерика, принцесса Ангальт-Цербстская, супруга императора Петра III; стала императрицей в 1762 в результате дворцового переворота. Изображена в мантии с орденами св. Андрея Первозванного (цепь) и св. Владимира 1-й степени (лента и крест). Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 94.

Екатерина II (Великая; 1729–1796) — урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Родилась в немецком городе Штетине. В  1744 году прибыла в Россию как невеста великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В том же году приняла православие с именем Екатерины Алексеевны и венчалась с Петром Федоровичем в августе 1745. В 1754 году родила наследника, будущего императора Павла I. Отношения с мужем у нее не сложились, и Петр III намеревался отправить жену в монастырь. Летом 1762 года возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей. В первые годы правления придерживалась политики "просвещённого абсолютизма", но после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773–1775) и Великой французской буржуазной революции (1789) была вынуждена ужесточить режим. Вела победоносные войны с Турцией (1768–1774; 1787–1792) и Швецией (1788–1790). В годы ее правления в состав России вошли Крым (1783), Северное Причерноморье, Прибалтика, восточные части Польши, Алеутские острова, созданы русские поселения на Аляске, взята под покровительство Восточная Грузия. Престиж России в Европе многократно вырос. Ольга Савенкова. Каталог выставки в Малаге "Династия Романовых". 2017. С. 229.

Инициатором написания парадного портрета Екатерины II был известный поэт, архитектор и музыкант Н. А. Львов. Содержание картины раскрывается через целую систему аллегорий. Екатерина изображена в Храме богини Правосудия – Фемиды. Императрица сжигает на алтаре маковые цветы, которые, согласно античной традиции, считались символом сна и покоя, тем самым выражая готовность пожертвовать собственным покоем ради процветания России. Орден Святого Владимира подчеркивает заслуги перед Отечеством. У ног Екатерины – книги (свод государственных законов) и орел с оливковой ветвью в клюве, олицетворяющие просвещенную, сильную и мирную Россию. В картине отразились представления дворянской интеллигенции об идеальном монархе.

Как понять парадный портрет XVIII века — материал из проекта Arzamas.



Левицкий Дмитрий Григорьевич
1735, Киев – 1822, Санкт-Петербург

Живописец-портретист.

Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Член Совета Академии художеств (с 1808). Родился в Киеве. Первоначальные художественные навыки получил у отца – потомственного священника, известного гравера Г. К. Левицкого. Учился у А. П. Антропова с 1758, работал в содружестве с ним, в частности по оформлению коронационных торжеств, связанных с восшествием на престол Екатерины II (1762). Писал иконы для московских церквей. Преподавал в Академии художеств, руководил классом портретной живописи (1771–1788). В 1800-е из-за болезни глаз был вынужден оставить живопись. Автор многочисленных портретов современников. Его знаменитая сюита "Смолянки", выполненная по заказу двора для украшения Большого Петергофского дворца, – уникальное явление в русском искусстве второй половины XVIII века.

Levitsky D. G.

Portrait of Catherine II the Legislatress in the Temple of the Goddess of Justice


1783

Oil on canvas. 261 x 201

Received in 1927


Catherine the Great is depicted in a mantel with the chain of St Andrew and the ribbon and cross of St Vladimir.

Empress Catherine II of Russia (1729–1796): Princess Sophie Auguste Friederike of Anhalt-Zerbst. Married the heir to the Russian throne — Prince Karl Peter Ulrich of Holstein-Gottorp (1745). Overthrew her husband Emperor Peter III (1761–62). Crowned Empress (1762). Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 94.

Catherine II (the Great; 1729–1796), née Princess Sophie Friederike Auguste von Anhalt-Zerbst-Dornburg, was born in the Prussian city of Stettin. In 1744, she arrived in Russia as the bride of Grand Duke Pyotr Fyodorovich, the future Emperor Peter III. That same year, she converted to Russian Orthodoxy and took the name Ekaterina Alexeevna. She married Pyotr Fyodorovich in August 1745. In 1754, she gave birth to an heir, the future Emperor Paul I. The relationship with her husband did not work out, and he planned to have her sent to a convent. In the summer of 1762, she led a conspiracy with his guards and overthrew Peter III, becoming Empress. In the first years of her reign, she adhered to a policy of "enlightened absolution", but after the peasant rebellion led by Emelyan Pugachev (1773–1775) and the French Revolution (1789), she was forced to toughen her regime. She led victorious campaigns against Turkey (1768‒1774; 1787–1792) and Sweden (1788–1790). During her reign, Crimea (1783), the Northern Baltic Sea, the Baltic states, the eastern part of Poland and the Aleutian Islands became part of Russia. Russian settlements were established in Alaska. Russia's prestige in Europe increased manifold. Catherine II is depicted with the Order of St Andrew (ribbon, star and cross). 



Levitsky Dmitry Grigoryevich
1735, Kiev - 1822, St Petersburg

Leading Russian eighteenth-century painter and portraitist. Son of Grigory Levitsky Nos, a priest and Ukrainian engraver. Moved to St Petersburg (c. 1758). Studied under Alexei Antropov. Worked in Moscow (17605). Nominated to the Academy (c. 1769). Academician (1770). Headed the portraiture class at the Imperial Academy of Arts (1771-87). Councillor (1776), member of the Academy council (1780). Retired for unknown reasons (1787). Worked as a free painter. Returned to the Academy council (1807).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library