Хрущова Екатерина Николаевна (1761–1811), в замужестве фон Ломан. Дочь премьер-майора Н. С. Хрущова и Прасковьи Михайловны (урожденной княжны Волконской). С 1767 по 1779 воспитывалась в Смольном институте, по окончании которого была награждена фрейлинским шифром Екатерины II.
Хованская Екатерина Николаевна (1762–1813) — княжна. Дочь полковника князя Н. В. Хованского и княгини Марии Николаевны (урожденной Щепотьевой). С 1767 по 1779 воспитывалась в Смольном институте, который окончила с шифром Екатерины II. С 1786 супруга поэта, статс-секретаря императора Павла I, сенатора Ю. А. Нелединского-Мелецкого. С 1798 жила в Москве. Умерла в Ярославле.
Е. Н. Хрущова (слева) и Е. Н. Хованская (справа) изображены в театральных костюмах во время исполнения пасторальной сцены из спектакля в театре Воспитательного общества благородных девиц. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 93.
В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию "Смолянки", состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц — привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, "приятные в обществе", — их учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. В Смольном институте часто устраивались представления, где смолянки разыгрывали французские комедии, а также выступали в балете. Е. Н. Хрущева (слева) и Е. Н. Хованская (справа) изображены в театральных костюмах во время исполнения пасторальной сцены из спектакля в театре Воспитательного общества благородных девиц. Любуясь застенчивостью и грацией девочек-подростков, художник рисует сцену с предельной цельностью колорита и изысканной гармонией каждого тона.
На портрете задорный "пастушок" — Хрущева, одетая в мужское платье, шутливо касается лица подруги — "пастушки" Хованской, которая робко стоит, придерживая рукой край одежды.
О реставрации серии картин Д. Левицкого "Смолянки" на сайте службы реставрации музейных ценностей
Живописец-портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Член Совета Академии художеств (с 1808). Родился в Киеве. Первоначальные художественные навыки получил у отца – потомственного священника, известного гравера Г. К. Левицкого. Учился у А. П. Антропова с 1758, работал в содружестве с ним, в частности по оформлению коронационных торжеств, связанных с восшествием на престол Екатерины II (1762). Писал иконы для московских церквей. Преподавал в Академии художеств, руководил классом портретной живописи (1771–1788). В 1800-е из-за болезни глаз был вынужден оставить живопись. Автор многочисленных портретов современников. Его знаменитая сюита "Смолянки", выполненная по заказу двора для украшения Большого Петергофского дворца, – уникальное явление в русском искусстве второй половины XVIII века.
Сведения о реставрации
Киселёва М. А. (2010)
Состояние сохранности до реставрации:
По известной истории своего бытования картина неоднократно подвергалась реставрации, как до передачи в Русский музей в 1917 году, так и ранее. В 80-х годах XIX века она была переведена на новый холст, тогда же и далее – неоднократно проводилась живописная реставрация: делались тонировки, утоньшался и вновь наносился лаковый слой.
Причиной проведения современных реставрационных работ с данным произведением явилось прежде всего неудовлетворительное состояние живописной поверхности: заметно изменившийся характер и вид позднейших реставрационных и поновительских наслоений на авторской живописи: лаковые слои потемнели и пожелтели, реставрационные тонировки изменились в цвете и тоне. Кроме того, картина нуждалась в комплексе консервационных мер, так как усугубились изломы и кракелюр красочного слоя, обветшали кромки, на тыльной стороне холста вызывали опасение следы ранее существовавшей плесени.
Комплекс проведенных мероприятий:
После проведения комплекса необходимых технико-технологических исследований картины были выполнены консервационные мероприятия по укреплению красочного слоя, подведению реставрационных кромок, обработке тыльной стороны холста специальным составом от следов плесени. Произведение было заново натянуто на подрамник.
Живописная реставрация – расчистка живописи осуществлялась послойно. Сначала растворителем удалялись загрязнения и самый последний пожелтевший слой канифольного лака вместе с тонировками, лежащими поверх него. Далее с особой осторожностью удалялись межслойные записи на изображениях одежд и лиц, вокруг авторской подписи, довыбирались с поверхности остатки потемневшего авторского лака. Работа с записями проводилась под бинокулярной лупой и местами под микроскопом, с контролем видимой люминесценции поверхности в УФ лучах. По окончании расчисток утраты красочного слоя тонировались масляными красками. Реставрационные тонировки производились с учетом прозрачности или плотности авторской живописи, точно в пределах утрат. Выполнены реконструктивные тонировки по утратам вокруг глаза Е.Н.Хрущовой с учетом анатомического построения и авторской манеры. По завершении поверхность живописи была покрыта защитным слоем даммарного лака методом напыления.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 85.
Dmitry Levitsky’s Smolny Girls were portraits of the Imperial Educational Society for Noble Girls (Smolny Institute). Founded at the initiative of Ivan Betskoi by Catherine the Great in 1764, the institute was housed at the Smolny Novodevichy Convent of the Resurrection in St Petersburg. Ivan Betskoi commissioned Levitsky to paint the portraits for the Smolny Institute. Ekaterina Khruschova (left) and Ekaterina Khovanskaya (right) are depicted performing a pastoral scene at the Smolny Institute.
Ekaterina Nikolaevna Khruschova (1761–1811): Daughter of Premier Major Nikolai Khruschov and Princess Praskovia Mikhailovna Volkonskaya. Studied at the Smolny Institute (1767–79). Graduated from the Smolny Institute.
Ekaterina Nikolaevna Khovanskaya (1762–1813): Daughter of Prince Colonel Nikolai Khovansky and Princess Maria Nikolaevna Schepotieva. Studied at the Smolny Institute (1767–79). Graduated from the Smolny Institute. Married Y. A. Meletsky (1786). Lived in Moscow (from 1798). Fled Moscow to escape Napoleon’s Grande Armée (1812) and died in Yarsolavl (1813). Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 93.
Leading Russian eighteenth-century painter and portraitist. Son of Grigory Levitsky Nos, a priest and Ukrainian engraver. Moved to St Petersburg (c. 1758). Studied under Alexei Antropov. Worked in Moscow (17605). Nominated to the Academy (c. 1769). Academician (1770). Headed the portraiture class at the Imperial Academy of Arts (1771-87). Councillor (1776), member of the Academy council (1780). Retired for unknown reasons (1787). Worked as a free painter. Returned to the Academy council (1807).