Портрет Г. И. Алымовой


1776

Холст, масло. 183 х 142,5

Пост. в 1917 из Петергофского дворца


В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию "Смолянки", состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц - привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, "приятные в обществе", – их учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.  В Смольном институте часто устраивались представления, где смолянки разыгрывали французские комедии, а также выступали  в балете.

Алымова Глафира Ивановна (1758 - 1826) - дочь полковника И. А. Алымова. С 1764 по 1776 воспитанница Смольного института, по окончании которого с золотой медалью первой величины и шифром Екатерины II была взята ко Двору. Фрейлина Екатерины II (с 1776), впоследствии статс-дама. Ее первый муж ¬ литератор, масон, вице-директор АН А. А. Ржевский, второй - И. П. Маскле, учитель французского языка и переводчик басен И. А. Крылова, впоследствии русский консул в Ницце. Была награждена орденом св. Екатерины Малого креста. Умерла в Москве.
Изображена в белом шелковом платье, установленном для воспитанниц старшего (четвертого) возраста Воспитательного общества благородных девиц.

О реставрации серии картин Д. Левицкого "Смолянки" на сайте службы реставрации музейных ценностей

Левицкий Дмитрий Григорьевич
1735, Киев – 1822, Санкт-Петербург

Живописец-портретист.

Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Член Совета Академии художеств (с 1808). Родился в Киеве. Первоначальные художественные навыки получил у отца – потомственного священника, известного гравера Г. К. Левицкого. Учился у А. П. Антропова с 1758, работал в содружестве с ним, в частности по оформлению коронационных торжеств, связанных с восшествием на престол Екатерины II (1762). Писал иконы для московских церквей. Преподавал в Академии художеств, руководил классом портретной живописи (1771–1788). В 1800-е из-за болезни глаз был вынужден оставить живопись. Автор многочисленных портретов современников. Его знаменитая сюита "Смолянки", выполненная по заказу двора для украшения Большого Петергофского дворца, – уникальное явление в русском искусстве второй половины XVIII века.

Сведения о реставрации

Корнякова И. Н. (2006)

Состояние сохранности до реставрации:

Портрет Г.И. Алымовой был первым из «Смолянок» принятым в реставрацию. Жесткий кракелюр и изломы красочного слоя с приподнятыми краями покрывали всю поверхность красочного слоя. На картине имелся старый, грубо заделанный прорыв, с оборота заклеенный заплатой. Грунтовые дугообразные изломы имели такую интенсивность, что отпечатались с тыльной стороны и втянули холст.  На поверхности красочного слоя определялось большое количество сильно изменившихся записей. Записи лежали в несколько уровней, а самые нижние из них нанесены были поновительским приемом, без учета реальных утрат. Лаковые слои настолько сильно потемнели, приобретя коричнево-рыжеватый оттенок, что скрыли под собой многочисленные авторские живописные нюансы, устранили пространственную тепло-холодность, и, таким образом, ликвидировали цветовую композиционную перспективу. Лак в процессе бытования картины разложился, изменив тон и цвет записей до бесцветно-белесоватого. Многочисленными прописками в виде темной сетки, повторяющими направления кракелюров и масляных разрывов, были сплошь покрыты лицо и руки портретируемой, в цвете эти записи брались к уже изменившемуся лаку и не соответствовали автору. Обширная ретушь была нанесена на платье, а коричневая портьера в правом верхнем углу была переписана полностью и неоднократно.

Комплекс проведенных мероприятий:

Первоначально был проведен полный комплекс реставрационно-консервационных мероприятий,  включающий укрепление красочного слоя, укладку кракелюра и жестких изломов, удаление заплаты и перезаделку прорыва. В заключении переводной холст был дублирован на новое высококачественное льняное полотно.

В процессе послойного раскрытия авторской живописи от записей и потемневших слоев лака стали выявляться, как отдельные элементы построения композиции, так и авторское цветовое решение. Появилась глубина пространства, на дальнем плане раскрылись колонны, а на колоннах каннелюры. Каменные плиты пола обрели цвета различных пород камня, выявился авторский прием живого легкого полупрозрачного письма. Платье приобрело настоящий шелковисто-белый цвет. Работа по удалению записей и лаковых слоев велась под контролем видимой люминесценции поверхности в ультрафиолетовых лучах, позволяющей уверенно разделить поздние наслоения от авторских слоев.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 82.

Portrait of Glafira Alymova


1776

Oil on canvas. 183 х 142,5


В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию "Смолянки", состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц - привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, "приятные в обществе", – их учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.  В Смольном институте часто устраивались представления, где смолянки разыгрывали французские комедии, а также выступали  в балете.

Алымова Глафира Ивановна (1758 - 1826) - дочь полковника И. А. Алымова. С 1764 по 1776 воспитанница Смольного института, по окончании которого с золотой медалью первой величины и шифром Екатерины II была взята ко Двору. Фрейлина Екатерины II (с 1776), впоследствии статс-дама. Ее первый муж ¬ литератор, масон, вице-директор АН А. А. Ржевский, второй - И. П. Маскле, учитель французского языка и переводчик басен И. А. Крылова, впоследствии русский консул в Ницце. Была награждена орденом св. Екатерины Малого креста. Умерла в Москве.
Изображена в белом шелковом платье, установленном для воспитанниц старшего (четвертого) возраста Воспитательного общества благородных девиц.

О реставрации серии картин Д. Левицкого "Смолянки" на сайте службы реставрации музейных ценностей

Levitsky Dmitry Grigoryevich
1735, Kiev - 1822, St Petersburg

Leading Russian eighteenth-century painter and portraitist. Son of Grigory Levitsky Nos, a priest and Ukrainian engraver. Moved to St Petersburg (c. 1758). Studied under Alexei Antropov. Worked in Moscow (17605). Nominated to the Academy (c. 1769). Academician (1770). Headed the portraiture class at the Imperial Academy of Arts (1771-87). Councillor (1776), member of the Academy council (1780). Retired for unknown reasons (1787). Worked as a free painter. Returned to the Academy council (1807).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library