Акимов И. А.

Прометей делает скульптуру по приказанию Минервы


1775

Холст, масло. 125 х 93

Пост.: 1923 из МАХ


В 1775 году Академический совет Академии художеств назначил Ивану Акимову, находившемуся в качестве пенсионера в Риме, тему для его картины: "Прометей делает статую по приказанию Минервы". В основе сюжета – один из вариантов мифа о Прометее, изложенный Овидием в "Метаморфозах". Согласно мифу, гигант Прометей, побуждаемый богиней мудрости Минервой, создал из глины статую, которая, будучи одушевленной богами, положила начало роду человеческому:

Так недавно сама без образа грубая масса,
Ныне земля приняла человеков неведомых облик.
 

Эта версия мифа использована в связи с распространенным в 1770-е годы сравнением Екатерины II с Афиной Палладой (эта метафора стала особенно популярной в торжественных одах по случаю военных побед России). При такой трактовке роль Петра I уподоблялась роли Прометея, основателя цивилизации.

Картина обнаруживает виртуозное владение художником всеми способами моделировки и пластического построения обнаженного человеческого тела, отличается спокойной уравновешенностью композиции, отточенностью рисунка, свободой в передаче ракурсов.

За эту картину в 1778 году живописец получил звание "назначенного". 

Акимов Иван Акимович
1754, Санкт-Петербург - 1814, там же

Исторический живописец.

Сын наборщика сенатской типографии Акима Федорова. С 1764 учился в Академии художеств (ИАХ) в классе исторической живописи у Г. И. Козлова и А. П. Лосенко. В 1773-1778 пенсионер Академии в Италии (Болонья, Рим). С 1778 назначенный, с 1779 преподавал в Академии художеств. Академик (с 1782), адъюнкт-профессор (с 1785), старший профессор (с 1794), в 1796-1800 директор Академии художеств. С 1786 инспектор и член конторы Императорской Шпалерной мануфактуры, с 1791 ее директор. Обучал рисованию детей Павла I. Составил "Краткое историческое известие о некоторых российских художниках".

Akimov I. A.

Prometheus Making a Statue at the Command of Minerva


1775

Oil on canvas. 125 x 93


In 1775 The Council of Academy of Arts assigned the artist, who came to Italy as a scholar, to the topic — “Prometheus Creates a Statue on Minerva’s Order”. The subject is based on an interpretation of myth, described in Ovid’s “Metamorphoses”. The Giant Prometheus made a statue of a woman, who being enlivened by gods was to become the founder of mankind.

“Thus, that which had been lately rude earth, and without any regular shape, being changed, assumed the form of Man, till then unknown

This topic was popular in 1770s due to the often comparison of Catherine the Great to Pallas Athena (this metaphor was very popular in solemn odes in honor of Russian war victories). The role of Peter the Great was compared to that of Prometheus, the founder of civilization. The canvas demonstrates the artist’s masterful knowledge of all types of modeling and plastic architectonics of naked human body; it is distinguished by its peaceful balanced composition, neat painting, and ease of perspective disposal.

For this painting Akimov was granted with title “appointed” in 1778.

Akimov Ivan Akimovich
1754, St.Petersburg - 1814, St.Petersburg

Historical artist. Son of typesetter in Senate printing house of Akim Fedorov. Starting from 1764 studied in Academy of Arts in class of historical painting under Gavriil Kozlov and Anton Losenko. In 1773–1778 a scholar of Academy in Italy (Bologna, Rome). In 1778 was appointed and in 1779 started professing at the Academy of Arts. Academician (since 1782), adjunct professor (since 1785), senior professor (since 1794), director of Academy of Arts (1796–1800). Since 1786 — inspector and member of Imperial Tapestry Manufacture office, since 1791 — its director. Gave the children of Paul I drawing lessons. Composed “Brief Historical Journal on Some of Russian Artists”.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library