Угрюмов Г. И.

Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами


1793 (4?)

Холст, масло. 197,5 х 313,5

Пост. в 1934 из Троицкого собора Александро-Невской лавры, Ленинград


В числе других картин это произведение было написано по заказу Екатерины II и подарено ею Свято-Троицкому собору Александро-Невской Лавры в Петербурге в 1794 г.

В сражении на льду Чудского озера с немецкими рыцарями-крестоносцами 15 апреля 1242 (Ледовое побоище) русские войска во главе с Александром Невским одержали полную победу.

Угрюмов Григорий Иванович
1764, Москва – 1823, Санкт-Петербург

Живописец. Академик Императорской Академии художеств (с 1797).

Родился в семье купца-жестянщика из села Норского Ярославской губернии. Учился в Академии художеств у Г. И. Козлова, П. И. Соколова, И. А. Акимова (1770–1785). Пенсионер в Италии (1787–1790). Преподавал в Академии художеств (с 1791), профессор (с 1800), ректор Академии по исторической живописи (с 1820). Почетный член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Автор исторических полотен, портретов. Наиболее видный после А. П. Лосенко мастер исторической живописи.

Сведения о реставрации

Раскин В. Г. (c конец 1970-х по 1980-е)

Романова Н. Е. (2014)

Состояние сохранности до реставрации:

Картина вернулась в музей в 2010 году после 20-летнего пребывания на временном хранении в Александро-Невской лавре. Главная проблема на момент поступления состояла в том, что за время бытования в действующем храме, вся поверхность покрылась плотным маслянистым слоем пыли и копоти. Изображение на картине просматривалось очень плохо, цвета не читались. Было решено сделать промывку живописи для удаления поверхностных загрязнений. Но в процессе работы на пробном участке стало понятно, что загрязнения и копоть настолько въелись в лаковую поверхность, что живописи необходима не промывка, а удаление верхних слоев лака вместе с грязью и копотью. Лак на картине лежал неравномерно, значительно более толстым слоем на темных участках, что нарушало единство авторской тональности.

Комплекс проведенных мероприятий:

Удаление слоев лака и загрязнений велось послойно. Поскольку в период бытования картина неоднократно покрывалась лаком, между лаковыми слоями также находились слои копоти, которые препятствовали дальнейшей работе с лаком. Необходимо было чередовать работу по утоньшению лака с удалением стойких межлаковых загрязнений. Красочный слой на картине на отдельных участках поражен сседаниями – мелкими жесткими грядками, живопись также местами фактурная. Поэтому после удаления основного слоя желтого лака и слоев загрязнений была проведена довыборка остатков лака по рельефу грядок и по фактуре живописи. После удаления всех поздних наслоений картине возвращен авторский колорит, она заняла достойное место в постоянной экспозиции в залах музея.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 94-95.

Ugryumov G. I.

Alexander Nevsky's Ceremonial Entry into the Town of Pskov after his Victory over the Germans


1793 (4?)

Oil on canvas. 197,5 х 313,5


This painting, among others, was commissioned by Catherine II and donated to the Holy Trinity Cathedral of Alexander Nevsky Lavra in St. Petersburg in 1794.

The Battle on the Ice of Chudskoye Lake against German crusaders, which took place on 15th of April 1242 (Ice Battle), was a complete victory for the Russian troops led by Alexander Nevsky.

Ugryumov Grigory Ivanovich
1764, Norskaya (Yaroslavl Province) - 1823, St Petersburg

Painter, portraitist, history painter, icon-painter. Merchant's son. Studied under Gavriil Kozlov, Ivan Akimov and Pyotr Sokolov at the Imperial Academy of Arts (1770-85). Awarded a minor silver medal (1783), major silver medal (1774) and minor gold medal and first-class certificate for Hagar and Ismail in the Desert (1785). Fellow of the Imperial Academy of Arts (1787-1791). Taught at the Imperial Academy of Arts (from 1791). Nominated (1794) and elected (1797) to the Imperial Academy of Arts for Testing the Strength of Jan Usmar (Russian Museum. St Petersburg). Assistant professor (1798), professor (1800), rector of history painting (1820). Painted icons for the Trinity Cathedral in the St Alexander Nevsky Monastery, Kazan Cathedral, Cathedral of the Transfiguration of the Saviour and the Chapel of St Michael the Archangel in St Michael's Castle.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library