Малявин Ф. А.

Бабы


1905

Холст, масло. 205 x 159

Пост. в 1930 из Государственной Третьяковской галереи, Москва; ранее – собрание С. А. Щербатова, Москва


В канун ХХ века Малявин, в то время ученик ИАХ, открыл национальному искусству новый тип русской крестьянки — величавой и гордой, порой дерзко независимой. Его моделями были обитательницы деревень Рязанской губернии в ярких, затканных узорочьем праздничных одеждах. Построенные на контрасте характеров и состояний двухфигурные картины мастера воссоздают поднятые над обыденностью, романтизированные образы женщин из народа. Крепких и здоровых, полных чувства собственного достоинства, их отличает цельность и внутренняя сила. Значительны лица изображенных, пристальны и загадочны выражения глаз, завораживающе мерцают и пламенеют алые краски нарядов, обостренные гармонией-контрастом зеленых тонов. Мощное и вдохновенное, темпераментное письмо монументализирует и романтизирует образы, усиливает их экспрессию. Картина имела общественный резонанс в дни первой русской революции. В 1906 она была показана Дягилевым на выставках «Мира искусства», а также русского искусства в Париже и Берлине. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 266.

Изображенные на картине задорные и удалые бабы – яркий крестьянский типаж, визуальное воплощение физической мощи, темперамента, народного понимания красоты. Исключительная поглощенность этими образами вытеснила из сферы интересов собственно портретный жанр, с которым связано начало творческого пути живописца. Моделями большинства полотен художника в то время были крестьянки села Аксиньино под Рязанью, где он построил себе большую мастерскую. Мажорный, яркий, огненный колорит играет решающую роль в создании эмоционального строя картины. По мнению М. А. Врубеля, восхищавшегося широтой письма и самобытностью работ художника, он обладал редким даром «натиска и восторга», вдохновенной напряженностью мироощущения.



Малявин Филипп Андреевич
1869, с. Казанка Самарской губ. – 1940, Ницца, Франция

Живописец, портретист, рисовальщик.

Академик Императорской Академии художеств (с 1906). Родился в с. Казанка Самарской губернии. Учился в иконописной мастерской при монастыре Св. Пантелеймона на полуострове Айон-Орос в Греции (1885-1891). При содействии скульптора В. А. Беклемишева поступил в Академию художеств, где учился у И.Е. Репина (1892-1899). Член "Союза русских художников" (с 1903). Его работы отмечены золотой медалью Всемирной выставки в Париже (1900). Преподавал в рязанских Государственных свободных мастерских. С 1922 жил за границей. Писал в основном портреты и жанровые сцены из крестьянской жизни. Создал свой собственный, лаконичный стиль портретного рисунка.

Malyavin P.A.

Peasant Women


1905

Oil on canvas. 205 x 159

Received in 1930


A student of the Imperial Academy of Arts at the end of the nineteenth century, Philipp Malyavin introduced a new type of peasant woman into Russian art — a stately, proud and sometimes intrepidly independent woman. His models were the inhabitants of the villages of Ryazan Province, dressed in bright festive attire. The painting is a sublime and romantic image of Russian womenfolk, with their wholesome characters and inner stature. The two heroines are strong and healthy women, filled with a sense of their own dignity and virtue. They display integrity of character and inner strength. The faces of the girls are meaningful, the looks in their eyes are intent and enigmatic, the colours of their attire glimmer in a bewitching manner. The expressive images are intensified by the artist’s inspired and temperamental painting. Malyavin contributed Peasant Women to the World of Art exhibition of 1906 and Sergei Diaghilev’s L’Exposition de l’Art Russe in Paris and Berlin. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 266.



Malyavin Philipp Andreyevich
1869, Kazanki (Samara Province) - 1940, Nice

Painter, draughtsman, portraitist, genre artist. Studied at the Holy Monastery of Agios Panteleimon on Mount Athos in Greece (1885-92) and under Pavel Chistyakov and Ilya Repin at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1892-99). Academician of painting (1906). Contributed to exhibitions (from 1895). Contributed to the exhibitions of the World of Art (1899-1903, 1906, 1921-22), Berlin Sezession (1903, 1904), Union of Russian Artists (1903-23), Exposition Universelle in Paris (1900), Venice Biennales (1901, 1907, 1924), L''Exposition de 1''Art Russe in Paris (1906) and Berlin (1906) and the Salon d''Automne in Paris (1923, 1924). Emigrated (1922).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library