
1905–1907 годы, проведенные художником во Франции, были, как и ранее, насыщены творчеством. Он продолжал работу над иллюстрациями к поэме «Медный всадник», посылал в газету «Слово» (Санкт-Петербург) обзоры культурной жизни «столицы мира» («Парижские заметки»), помогал Дягилеву в устройстве выставки русского искусства в Осеннем салоне и написал вступительную статью для ее каталога, участвовал в подготовке Русских музыкальных сезонов. Но главное место в его занятиях занимала живопись. Впервые он писал не только гуашью и акварелью, но и масляными красками. 1905 и 1906 годы дали две группы «чистых» пейзажей — Бретани и Версаля, отличающихся по мироощущению и стилистике. <...> разнообразны по мотивам и духовной наполненности изображения Бретани — ее суровой природы, диких обветренных скал, зеленых долин, заброшенных ферм, жилищ, чей облик отражает замкнутый характер и образ жизни обитателей. В некоторых этюдах, в упрощении их формы, в повышении роли цвета, ритма мазков краски, Бенуа невольно приближается к Гогену, некогда тоже работавшему в Бретани. Это ощутимо и в монохромном холсте «Бретонские танцы», несущем печать модерна. Художнику удалось передать характерную только для этого, не похожего на остальную Францию, края атмосферу праздника, ритм церемонного, архаичного танца, в котором участвуют исключительно старики и старушки, неукоснительно следующие традициям, сохраняющие память о «других» временах. Владимир Круглов. 150 лет Александру Бенуа // Александр Бенуа. К 150-летию со дня рождения. СПб, 2020. С. 9.
Живописец, график, театральный художник, художественный критик, теоретик и историк искусства, музейный деятель.
Вольнослушатель Императорской Академии художеств (1887-1888), затем занимался под руководством брата, Альберта Николаевича, председателя Общества русских акварелистов.
В 1890-1894 учился в Санкт-Петербургском университете. Вдохновитель, один из организаторов и главный теоретик общества "Мир искусства". Член "Союза русских художников" (1903-1910), пожизненный член "Осеннего салона" в Париже. Виднейший представитель художественной династии Бенуа.
Начал работать как театральный художник с 1900, а с 1907 и как режиссер. В 1890-1910-х много путешествовал по Европе. В 1917 - один из организаторов Комиссии по делам искусства для переговоров с Временным правительством об охране памятников искусства и старины. С 1917 - член Совета Эрмитажа. В 1918-1926 - хранитель отделения французской и английской живописи в Государственном Эрмитаже. С 1926 постоянно жил в Париже. Много работал для оформления спектаклей театров Парижа и Милана.
Главные темы работ - Россия и Франция XVIII - начала XIX века. Автор ряда серий графических произведений, в том числе "Версальской" (1905-1906), цикла композиций на исторические темы, пейзажей Петербурга и окрестностей.
Много работал в книжной графике. Оставил воспоминания.
1905–1907 годы, проведенные художником во Франции, были, как и ранее, насыщены творчеством. Он продолжал работу над иллюстрациями к поэме «Медный всадник», посылал в газету «Слово» (Санкт-Петербург) обзоры культурной жизни «столицы мира» («Парижские заметки»), помогал Дягилеву в устройстве выставки русского искусства в Осеннем салоне и написал вступительную статью для ее каталога, участвовал в подготовке Русских музыкальных сезонов. Но главное место в его занятиях занимала живопись. Впервые он писал не только гуашью и акварелью, но и масляными красками. 1905 и 1906 годы дали две группы «чистых» пейзажей — Бретани и Версаля, отличающихся по мироощущению и стилистике. <...> разнообразны по мотивам и духовной наполненности изображения Бретани — ее суровой природы, диких обветренных скал, зеленых долин, заброшенных ферм, жилищ, чей облик отражает замкнутый характер и образ жизни обитателей. В некоторых этюдах, в упрощении их формы, в повышении роли цвета, ритма мазков краски, Бенуа невольно приближается к Гогену, некогда тоже работавшему в Бретани. Это ощутимо и в монохромном холсте «Бретонские танцы», несущем печать модерна. Художнику удалось передать характерную только для этого, не похожего на остальную Францию, края атмосферу праздника, ритм церемонного, архаичного танца, в котором участвуют исключительно старики и старушки, неукоснительно следующие традициям, сохраняющие память о «других» временах. Владимир Круглов. 150 лет Александру Бенуа // Александр Бенуа. К 150-летию со дня рождения. СПб, 2020. С. 9.