Элегантно написанный портрет Василия Васильевича Матэ (1856—1917) появился у Кустодиева в дни его ученичества в мастерской Репина. Широкая и свободная манера письма, тонкая нюансировка светоносных охр, сопоставленных с пятнами серебристо-черных тонов, формируют полный обаяния образ известного гравера и педагога, академика (с 1899) и действительного члена Академии. В глубине, на диване изображена жена художника Ида Романовна. Их фигуры мастерски вписаны в пространство комнат, сам воздух которых, кажется, насыщен искусством. Известный своими прогрессивными взглядами и добродушием, Матэ в равной мере был притягателен и для художников поколения Репина, и для молодежи круга „Мира искусства". Владимир Круглов // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 392.
Портреты — одна из значительных сторон творчества Кустодиева, создавшего широкую портретную галерею своих современников. Именно как портретист Кустодиев впервые выступил на художественной арене, считая этот жанр своим призванием. Преемник И. Е. Репина, учившийся у него в петербургской Академии художеств в 1896—1903 гг., во многом близкий учителю, Кустодиев сделал новый шаг в развитии портретной живописи. Художник выполнял портреты свободным динамичным мазком, в своеобразной этюдной манере, сохраняющей свежесть первого впечатления.
Кустодиев быстро формировался как художник, много работал в портрете, писал и рисовал близких, писателей, художников... Портреты Билибина, историка Д. Л. Мордовцева, гравера В. В. Матэ, помещика А. П. Варфоломеева, жены художника – Ю. Е. Кустодиевой сразу вошли в историю отечественной портретной живописи. Написанные широко и элегантно, выдержанные в светоносной гамме серебристо-охристых тонов, порой фрагментарные по композиции, правдивые и острые в передаче характеров моделей, они представляют собой замечательные образцы русского импрессионизма. Молодой художник индивидуально претворил в них уроки А. Цорна и находившегося в зените славы В. А. Серова. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 10.
К высшим достижениям Кустодиева-портретиста ранних лет принадлежит портрет В. В. Матэ, наставника художника в гравировании. Друг Репина, Серова и мирискусников, неизменно доброжелательный, он был одним из самых отрадных явлений в жизни Академии, и после реформы 1890-х не сумевшей избавиться от атмосферы «казенности». В написанной широко и свободно картине отразилось восхищение молодого автора добрым и талантливым человеком, его гостеприимным домом, где, кажется, даже воздух напитан искусством. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 20.
Матэ Василий Васильевич (1856–1917) – гравер. Профессор-руководитель граверной мастерской ИАХ, академик гравирования (1899). Кустодиев изучал у него офорт. Портрет написан в академической квартире Матэ. За столом – Ида Романовна Матэ, жена художника. Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 211.
Живописец, график, театральный художник.
Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. Учился у П. А. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Савинского, И. Е. Репина (1896-1903). Преподавал в своей частной художественной школе ("Новая художественная мастерская", Петербург, 1913). Член "Союза русских художников" (1907-1910), "Мира искусства" (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. В 1907-1917 посетил многие европейские страны. В последние годы жизни, будучи прикован к инвалидному креслу, продолжал неутомимо работать. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Занимался также скульптурой. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции.
Boris Kustodiev painted a vast portrait gallery of his contemporaries. He was the first to describe himself as a portraitist, as he considered this genre to be his calling. Kustodiev, who was taught by Repin at the Imperial Academy of Arts from 1896 until 1903 and who was close to him in many ways, took a step further in the evolution of the portrait painting. He painted with a free dynamic touch, which preserved the vigour of his first impressions.
Vasily Vasilyevitch Mahté (1856-1917) was an engraver, an art head teacher and an academician (1899). Kustodiev was his student in etching. In this painting, it is Mahté ’s wife, Ida Mahté , who is sitting at the table.
Painter. Studied under Vasily Savinsky and Ilya Repin at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1896-1903). Fellow of the Imperial Academy of Arts in France and Spain (1903-1904). Academician of painting (1909). Founding member of the New Society of Artists (1904) and member of the Union of Russian Artists (1907), World of Art (1910) and the Association of Artists of Revolutionary Russia (1923). Contributed to exhibitions (from 1900). Contributed to the periodical exhibitions of the Moscow Society of Lovers of the Arts (1900-1901), Spring Exhibitions of the Imperial Academy of Arts (1900-1903) and the exhibitions of the New Society of Artists (1904-1908), Union of Russian Artists (1907-1910), World of Art (1910-1924), Association of Artists of Revolutionary Russia (1923, 1925) and the International Exhibitions in Munich (1901, gold medal; 1909) and Malmo (1914, gold medal). Designed for theatres in Moscow and St Petersburg (from 1911).