Рябушкин А. П.

Семья купца в XVII веке


1896

Холст, масло. 143 x 213

Пост. в 1920 из собр. А. А. Коровина


Картина занимает центральное место в творчестве мастера. Художник создает обобщенный образ патриархальной русской семьи. В художественном решении группового портрета очевидно обращение живописца к традициям древнерусского искусства.

Монументальность композиции, тяжелая статика фигур, плоскостная моделировка форм апеллируют к периоду зарождения светского портрета в России на рубеже XVII–XVIII веков. Яркая узорчатость, насыщенность колорита придают работе декоративное звучание. В 1900 году картина экспонировалась на Всемирной выставке в Париже и была удостоена почетного отзыва.

Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 235.

Еще в конце ХIХ века изыскания идеала в воображаемом прошлом вызывали ироничную улыбку мудрого Андрея Рябушкина. Его «Семья купца XVII века» (1896) — реконструкторская фантазия, воплощение в жизнь которой заведомо невозможно. Основательный купец, добрая, почтительная хозяюшка и сытые, послушные детки, не могли существовать в современности, вне костюмной и антуражной пестроты старомосковских палат. Слишком усложнился человек к концу ХIХ века, и даже простолюдин уже норовит выйти за социокультурные рамки своей страты, стать личностью. Любовь Шакирова. Семейный альбом Русского музея // Портрет семьи. СПб, 2014. С. 10.

Рябушкин Андрей Петрович
1861, с. Станичная слобода Тамбовской губ. – 1904, имение Дидвино Новгородской губ.

Живописец, жанрист, иллюстратор.

Родился в с. Станичная слобода Тамбовской губернии в семье иконописца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Прянишникова, В. Г. Перова, Е. С. и П. С. Сорокиных (1875-1882), в Императорской Академии художеств у П. П. Чистякова (1882-1890). Член "Общества художников исторической живописи". Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1893-1895). С 1891 жил в Новгородской губернии, в имении "Приволье" (1891, 1901) и усадьбе Дидвино (1901-1904). Осуществил поездки по многим городам России, по Волге. Выезжал на лечение в Швейцарию на Женевское озеро, посетил города Германии: Дрезден, Мюнхен, Нюрнберг (1903). Участник выставок общества "Мир искусства" (с 1900) и "Союза русских художников" (с 1903). Обратившись к историческому жанру, последовательно добивался все большей декоративной звучности колорита и яркой экспрессии мизансцен, где заговорили не только персонажи, но как бы сама бытовая среда, рождающая характерный для символизма и модерна эффект «сиюминутности» минувших времен. Среди его картин – «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895), «Семья купца в XVII веке» (1896), «Едут» (1901), «Пожалован шубой с царского плеча» (1902).

Ryabushkin A.P.

Seventeenth-Century Merchant Family


1896

Oil on canvas. 143 x 213


This picture occupies a prominent place in the art of Andrei Ryabushkin. The artist paints a general image of a patriarchal Russian family, addressing the traditions of Old Russian art. The monumental composition, flat modelling of forms and the heavy and static figures were typical of the first period in the history of secular portraiture in Russia — the turn of the seventeenth and eighteenth centuries. The bright patterns and rich tones lend a decorative ring to this work. The picture was highly praised at the Exposition Universelle in Paris in 1900.

Ryabushkin Andrei Petrovich
1861, Stanichnaya (Tambov Province) - 1904, Divdino (Novgorod Province)

Painter, graphic artist. Studied at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1875-82) and the Imperial Academy of Arts (1882-90). Member of the Society of Artists of History Painting (from 1895), World of Art (from 1901) and the Union of Russian Artists (from 1903). Contributed to exhibitions at the Imperial Academy of Arts (from 1888).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library