Сюжет картины Н. Рерих объяснял сам: "Хожалый гусляр повещает поселянину о трех радостях. Сам Святой Егорий коней пасет, сам Николай Чудотворец стада убережет, сам Илья Пророк рожь зажинает". По словам Е. И. Рерих Николай Константинович был убежден, что каждому человеку дан высший дар и особая мудрость – познать радость. Но дается она только настоящим труженикам, которые работают на совесть.
На полотне изображена семья поселянина в окружении самых почитаемых на Руси Святых. Интересен образ Святого Егория, сына Софии Премудрости, царствующей на Руси. После 30 лет заточения он выходит на свет для утверждения на земле христианства. Святой Николай – заступник от бед и несчастий (кстати, икона Святого Николая всегда сопровождала художника во всех его передвижениях). Илья Пророк – озаренный Богом глашатый. Он управляет дождем, громом, молнией, он же посылает на землю плодородие. Центральное положение в картине занимает терем, некий центр русской земли, очертания которого повторяются в графике гор, лугов, полей, создавая единое жизнеутверждающее пространство. Вся картина исполнена чувства радости и счастья от золота солнечного дня, голубизны неба, тепла земли.
Живописец, художник театра, автор мозаик, археолог, философ, историк культуры, общественный деятель.
Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Член Югославской Академии наук и искусств в Загребе, пожизненный член Общества восточного искусства в Калькутте.
Родился в Петербурге. В 1898 окончил Петербургский университет, одновременно учился в Высшем художественном училище при Академии художеств у А. И. Куинджи (1893-1897), в студии Ф. Кормона в Париже (1900-1901). В 1903-1904 совершил длительное путешествие по древним русским городам. Член обществ "Союз русских художников" и "Мир искусства" (1910-1915). Директор Рисовальной школы Общества поощрения художеств (1906-1916). Работал в театрах Петербурга, Москвы, Чикаго, выполнял заказы для антрепризы С. П. Дягилева (с 1907). С 1918 жил за рубежом, преимущественно в США и Индии.
В 1919 посетил Лондон, где встречался с Р. Тагором. В 1920-1922 вел художественно-просветительскую работу в США. В 1925 предпринял беспримерную экспедицию по маршруту Индия - Гималаи - Тибет - Китай - Алтай - Монголия - Индия. Из этой поездки он привез около 500 картин и этюдов. В 1926-1927 приезжал в СССР, где преподнес в дар правительству многие свои произведения. В 1920-е вместе с женой, Е. И. Рерих, работал над текстами главного своего труда - "Учение Живой этики". Инициатор Международного пакта об охране культурных ценностей человечества ("Пакт Рериха"). В 1942-1944 - почетный президент Американо-русской культурной ассоциации.
Крупнейший представитель русского символизма. В его работах нашли отражение идеи "всеединства", множественности миров.
Сюжет картины Н. Рерих объяснял сам: "Хожалый гусляр повещает поселянину о трех радостях. Сам Святой Егорий коней пасет, сам Николай Чудотворец стада убережет, сам Илья Пророк рожь зажинает". По словам Е. И. Рерих Николай Константинович был убежден, что каждому человеку дан высший дар и особая мудрость – познать радость. Но дается она только настоящим труженикам, которые работают на совесть.
На полотне изображена семья поселянина в окружении самых почитаемых на Руси Святых. Интересен образ Святого Егория, сына Софии Премудрости, царствующей на Руси. После 30 лет заточения он выходит на свет для утверждения на земле христианства. Святой Николай – заступник от бед и несчастий (кстати, икона Святого Николая всегда сопровождала художника во всех его передвижениях). Илья Пророк – озаренный Богом глашатый. Он управляет дождем, громом, молнией, он же посылает на землю плодородие. Центральное положение в картине занимает терем, некий центр русской земли, очертания которого повторяются в графике гор, лугов, полей, создавая единое жизнеутверждающее пространство. Вся картина исполнена чувства радости и счастья от золота солнечного дня, голубизны неба, тепла земли.
Painter, theatrical designer, writer. Studied under Arkhip Kuindzhi at the Imperial Academy of Arts (1893-97), Faculty of Law, St Petersburg University (1893-98) and Fernand Cormon''s studio in Paris (1900-01). Academician of painting (1909). Contributed to exhibitions (from 1895). Contributed to the exhibitions of the World of Art (1902, 1903, 191 1-17; founding member 1910; chairman 1910-13), Union of Russian Artists ( 1903-10; member from 1903), Salon d''Automne (1906, 1907; member from 1906), Exposition Universelle in Paris (1900), World Exhibition in St Louis (1904), International Exhibitions in Munich (1909), Rome (1911, 1914) and Malmo (1914) and the Exhibitions of Russian Art in Paris (1906-08), Berlin (1906) and Vienna (1908). Director of the School of Drawing, Society for the Encouragement of the Arts (1906-16). Designed for theatres in Moscow and St Petersburg and Sergei Diaghilev''s Saisons Russes (from 1907). Emigrated (1918). Settled in Kullu in India (1928).